Идеалы и иллюзии Чацкого (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)


Центрального персонажа комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Александра Андреевича Чацкого нельзя назвать идеальным, так как, помимо идеалов, он имеет и иллюзии. Так в чем же заключаются его идеалы, а в чем – иллюзии?

Идеалы Чацкого связаны не с собственным существованием, а с общественной жизнью. Он беспокоится не за себя, а за все российское общество, которое погрязло в пороках. Чацкий открыто осуждает представителей фамусовского общества, поскольку хочет, чтобы общество избавилось от пороков, перестало жить предрассудками прошлого и сделало шаг к лучшему будущему. Чацкий высказывает свою позицию открыто, говоря с различными представителями фамусовского общества, так как он выступает за правду, даже если она будет горькой, и за возможность выражать собственное мнение, даже если оно отличается от мнения многих других людей.

Будучи настоящим патриотом, Чацкий хочет изменить мировоззрение окружающих людей, привести их к правильному пониманию того, как в России должна быть устроена жизнь. Главный герой обращает внимание на ценность образования, которую отрицают представители «века минувшего». Чацкий отказывается от своего чина, поскольку считает, что «чины людьми даются, // а люди могут обмануться». Он стремится к тому, чтобы в обществе людей оценивали не по их социальному и материальному положению, а по внутренним качествам, на которые фамусовское общество даже не обращает внимание. Нравственность, образованность, ум – это главные общественные идеалы Чацкого.


Однако центральный персонаж грибоедовской комедии не лишен иллюзий. Каждый читатель может согласиться или не согласиться с критикой А.С. Пушкина относительно образа Чацкого, который, по его мнению, не обладает умом, поскольку умный человек не будет «метать бисер перед Репетиловыми». Однако в пушкинских словах есть рациональное зерно: желания Чацкого изменить целое общество с помощью буквально нескольких речей и призывов, утопичны и в реальной жизни просто невозможны. Если человек привыкает к чему-то, то сложно изменить его существование или предпочтения за короткий промежуток времени. Представители фамусовского общества привыкли жить в соответствии с безнравственностью, привыкли быть носителями пороков, и изменить их за один день Чацкому бы не удалось, как бы он ни старался. Усилия изменить представителей «века минувшего», которым нравится их существование, априори были тщетными. Представления Чацкого иллюзорны, так как невозможно за один день избавить общество от пороков и прийти к идеалу.

На то, что Чацкий имеет иллюзии, указывают и перипетии его личной жизни. Главный герой, видя изменения в отношении Софьи к нему, не может понять, что она не любит его. Автор демонстрирует, что Чацкий надеется на взаимность, не понимая напрасность своих надежд. Узнав о любовном интересе Софьи, он не может поверить, что она предпочла ему безнравственного Молчалина.

Таким образом, Чацкий, имея желание изменить общество, приведя его в идеальное состояние, находится в иллюзиях, не осознавая, что изменить общество только по его желанию и за короткий промежуток времени невозможно.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Какую роль в раскрытии образа Фамусова играют монологи героя? (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)
  • Почему каждый из героев «Горе от ума» увидел «безумие» Чацкого в разных проявлениях? (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)
  • Какую функцию выполняют внесюжетные и внесценические персонажи в комедии Грибоедова «Горе от ума»?
  • Видит ли автор в Чацком «идеального» героя? (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)