Из каких созвучий складывается «музыка революции» в поэме Блока «Двенадцать»?


А.А. Блок как свидетель революционных событий в стране в статье «Интеллигенция и революция» призывал «слушать музыку революции». Свое «музыкальное» восприятие революции поэт передал в поэме «Двенадцать». Из каких же созвучий складывается «музыка революции» в данном художественном произведении?

Поэма «Двенадцать» имеет ряд композиционных особенностей. Она построена посредством смены ритмов, жанры то и дело заменяют друг друга: наблюдаются жанры романса («Не слышно шуму городского, // Над невской башней тишина, // И больше нет городового – // Гуляй, ребята, без вина!»), песни («Как пошли наши ребята // В красной гвардии служить // В красной гвардии служить // Буйну голову сложить»), марша (В очи бьется // Красный флаг. // Раздается // Мерный шаг. // Вот – проснется // Лютый враг...»), лозунгов (Мы на горе всем буржуям // Мировой пожар раздуем // «Вся власть Учредительному Собранию!»), декламаций («Вперев, вперед, вперед, // Рабочий народ! // Революционный держите шаг! // Неугомонный не дремлет враг!»), частушек («У тебя на шее, Катя, // Шрам не зажил от ножа. // У тебя под грудью, Катя, // Та царапина свежа»), молитв («Упокой, господи, душу рабы Твоея»). В поэме отразилось все, что было слышно на улицах, где царила революция.


Сочетание революционных, народных и религиозных жанров подчеркивается противоречивость происходящих в стране событий. С помощью приема оксюморона, когда разные жанры резко сменяют друг друга, автор подчеркивает стихийность революции, ее хаотичный характер. Разнообразие музыкальных жанров, звучащих в поэме, демонстрирует разные революционные стороны, подчеркивает противостояние «старого мира» и «нового мира». В то время как двенадцать красногвардейцев декламируют «Революционный держите шаг! // Неугомонный не дремлет враг!», представители «старого мира» выражают собственную позицию относительно происходящего: «Ох, большевики загонят в гроб!», «Предатели! // Погибла Россия!». Именно в противоположных позициях особенно ярко продемонстрирована революция, меняющая общество и жизнь народа. Причем противостояние наблюдается даже среди «двенадцати»: речь Петрухи после убийства Катьки похожа на лирическую песню, в то время как ободряющие его товарищи говорят четким маршем.

Своеобразной музыкальностью обладает и описание природных явлений, сопровождающих революционные события: метель, ветер, «снег воронкой», вьюга, пурга, ураган. Описываемые состояния природы звучат так, что читатели будто слышат определенные звуки. Они также помогают подчеркнуть хаотичный, беспорядочный и непоследовательный характер революции. Звуки выстрелов, описанные в поэме, указывают на кровопролитный характер революции.

Блоковская «музыкальная» поэма завершается своеобразной недосказанностью: «И за вьюгой невидим, // И от пули невредим, // Нежной поступью надвьюжной, // Снежной россыпью жемчужной, // В белом венчике из роз – // Впереди – Исус Христос». То, что имел в виду автор, он не объяснил, поэтому и отмечается недосказанность, которую разные исследователи объясняют по-разному.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Какова роль числа 12 в символике поэмы Блока «Двенадцать»?
  • С какой целью Блок даёт одному из красноармейцев имя апостола Петра? (по поэме «Двенадцать»)
  • Какое развитие в поэме Блока «Двенадцать» находит мотив «страшного мира», характерный для лирики поэта?
  • Какой предстаёт революционная Россия в поэме Блока «Двенадцать»?