Жизнь крепостных людей в русской литературе


Во многих художественных произведениях отечественных писателей изображена жизнь крепостных людей. К числу таких произведений относятся комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина и сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик».

Д.И. Фонвизин в комедии «Недоросль» показывает, что крепостные крестьяне, принадлежащие Простаковым, каждый день трудятся. Так, няня Митрофанушки Еремеевна выполняет каждодневный труд на протяжении 40 лет. Постоянно трудится и герой салтыковской «Повести»: в Петербурге мужик работает маляром, а на необитаемом острове он работает на генералов. То, что после исчезновения крестьян с земли дикого помещика исчезли и хлеб, и мясо, говорит о том, что производством занимались именно крепостные.

Д.И. Фонвизин и М.Е. Салтыков-Щедрин показывают, что тяжелая жизнь крепостных связана не столько с обязанностью постоянно трудиться, сколько с неуважительным и жестоким отношением к ним со сторон хозяев. Оба автора показывают, что вышестоящие по социальной лестнице пользуются трудом крестьян, не выражая никакой благодарности. Наоборот, как показано в произведениях, крестьяне получают лишь жестокости в свой адрес. Еремеевна признается, что она получает «по пяти рублей на год да по пяти пощечин на день». Мужик, принеся генералам еду, вьет веревку, которой его привязывают к дереву. Работавшие на дикого помещика крестьяне настолько угнетаются им, что единственной возможностью выжить является исчезновение с земель помещика.


Во всех произведениях выражается мысль о том, что без крепостных их хозяева выжить не смогут. Без крестьян Простаковы, привыкшие жить за счет других людей, не смогут жить прежней жизнью. Без деятельности мужика генералы не смогли бы выжить на необитаемом острове. Без крепостных помещик Урус‑Кучум‑Кильдибаев стал дичать, поскольку ничего не мог сделать для привычного существования самостоятельно.

Но Д.И. Фонвизин и М.Е. Салтыков-Щедрин демонстрируют не только жестокое отношение к постоянно трудящимся крестьянам, но и их рабскую покорность. Авторы показывают, что крепостные ничего не делают для того, чтобы избавиться от существующей несправедливости. Еремеевна и другие слуги в доме Простаковых мирятся с постоянными ругательствами в их адрес, с избиениями и другими формами угнетения. Мужик из «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» и вовсе самостоятельно обрекает себя на несвободу, когда соглашается работать на генералов и даже вьет веревку, с помощью которой его привязывают к дереву. «Рой мужиков» после действий начальства вновь появляется на земле дикого помещика и продолжает свое тягостное существование.

Одновременно показывая как жестокость по отношению к крестьянам, так и их покорность, Д.И. Фонвизин и М.Е. Салтыков-Щедрин все же акцентируют читательское внимание на разных явлениях. В «Недоросле» автор стоит на стороне крестьян, которые не могут ничего сделать с барским произволом; в финале комедии показано, как Простаковы лишаются имения в результате действий Правдина, который приехал в имение с проверкой, услышав о жестоком обращении Простаковых к слугам. В сказке «Дикий помещик» М.Е. Салтыков-Щедрин также выражает симпатию к крестьянам, показывая, что без крестьянского класса невозможна жизнь всей России. Но в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыков-Щедрин осуждает не только генералов, пользующихся трудом мужика, но и самого мужика, который самостоятельно ограничил свою свободу. Здесь автор демонстрирует, что одной из причин существующей несправедливости является рабская покорность крестьян, не борющихся с беззаконием, а, наоборот, самостоятельно его организующих.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образы купцов в русской литературе
  • Жизнь труженника-крестьянина в русской литературе
  • Образы крестьянок в русской литературе
  • Образ «маленького человека» в русской литературе