Жизнь труженника-крестьянина в русской литературе


Во многих художественных произведениях отечественных писателей изображена жизнь труженика-крестьянина. К числу таких произведений относятся поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина и комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль».

В гоголевской поэме жизнь тружеников-крестьян можно увидеть при анализе сделки Чичикова и помещика Собакевича. Беседуя о продаже душ умерших крестьян, Собакевич рассказывает Чичикову о способностях умерших крестьян: каретник Михеев делал прочные рессорные экипажи, самостоятельно оббивая их и покрывая лаком; плотник Пробка Степан имел настолько огромную «силищу», что нужно было бы поискать такого мужика; кирпичник Милушкин «мог поставить печь в каком угодно доме»; сапожник Максим Телятников, который «что шилом кольнет, то и сапоги»; торгаш Еремей Сорокоплехин «одного оброку приносил по пятисот рублей». Н.В. Гоголь неслучайно дает лаконичные, но емкие характеристики умершим крестьянам: автору важно было противопоставить никчемное и бессмысленное существование трудовой жизни крестьян.

Крестьянский труд также описан в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Оказавшиеся на необитаемом острове генералы и мужик ведут себя совершенно по-разному. Если генералы ничего не умеют делать даже для собственного выживания, то мужик спасает не только себя, но и генералов. На то, что труд – основной вид деятельности мужика, указывает то, что мужик сразу же начинает работать, как только его находят генералы. Крестьянин разжигает костер, ловит рябчиков с помощью самостоятельно созданного из своих волос силка, достает с дерева яблоки. Когда генералы требуют от мужика отвезти их домой, герой строит корабль, используя как свою физическую силу, так и ум и смекалку. Мужик настолько быстро и умело совершает все эти действия, что читатель понимает, что подобные действия являются обыденностью для него, что он привык к каждодневной работе. Действительно, в повествовании упоминается, что мужик, живя в Петербурге, работал маляром. М.Е. Салтыков-Щедрин подчеркивает, что труд – это основа жизни мужика.


В фонвизинской комедии проблема крестьянского труда особо ярко раскрывается благодаря образу Еремеевны, которая уже 40 лет служит семье Простаковых. Еремеевна является кормилицей Митрофанушки, которого она любит и за которым она постоянно ухаживает. Героиня признается в том, что она служит «усердно», что она «живота не жалеет», уже не зная, что можно сделать для хозяев еще.

Героев «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Недоросля» объединяет то, что их постоянных труд не ценится хозяевами, поскольку они считают крестьянский труд явлением обыденным, за который не нужно говорить слова благодарности. Генералы М.Е. Салтыкова-Щедрина относятся к деятельности мужика так, словно он был обязан кормить их и ухаживать за ними, выполняя все их прихоти. Фонвизинская Еремеевна получает от Простаковых только ругательства и избиения, никакой благодарности к Еремеевне у них нет, так как они убеждены, что они имеют полное право управлять жизнями своих слуг.

Но фонвизинскую комедию и салтыковскую повесть объединяет не только изображение скотского отношения к крестьянам, но и изображение крестьянской покорности. Еремеевна мирится с тем, что она получает «по пяти рублей на год да по пяти пощечин на день». Мужик беспрекословно выполняет чужие приказы, терпит унижения в свой адрес и мирится с общественной несправедливостью.

И в «Мертвых душах», и в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил», и в «Недоросле» труд крестьян противопоставлен праздности или пустоте жизни тех, кто находится выше крестьян по социальному статусу.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Жизнь крепостных людей в русской литературе
  • Образы купцов в русской литературе
  • Образы крестьянок в русской литературе
  • Образ «маленького человека» в русской литературе