Как авторская позиция проявляется в финале пьесы Островского «Гроза»?


В любом драматическом произведении важную роль играет финал. Как же проявляется авторская позиция в финале драмы А.Н. Островского «Гроза»?

Ближе к финалу драмы показано, как Катерина, попрощавшись со своим возлюбленным Борисом, отказавшимся взять ее вместе с собой в Сибирь, задумывается о смерти. Она утверждает: «Мне что домой, что в могилу – все равно». Автор показывает, что Катерина больше не желает существовать, как прежде. Она утверждает: «Жить нельзя!». Думая о том, что ее «поймают да воротят домой насильно», Катерина быстро принимает решение, о котором размышляла: она бросается в реку. А.Н. Островский показывает, что смерть для Катерины была лучше, чем жизнь в «темном царстве». Самоубийство главной героини является своеобразным бунтом против «темного царства» с его «жестокими нравами».

Драматург демонстрирует, что после самоубийства Катерины ломается привычный образ жизни города Калинова. Кулигин, который во многом выражал авторские мысли, но не имел силы для борьбы с «темным царством», принося тело мертвой Катерины, восклицает: «Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!». А.Н. Островский показывает, что у Кулигина будто начал прорезываться голос.


Самоубийство Катерины сказывается и на Тихоне. Привыкший подчиняться указам своей матери Тихон вдруг обвиняет Кабаниху в гибели Катерины: «Маменька, вы ее погубили! вы, вы, вы...». И даже слова матери не останавливают Тихона от подобных высказываний: «Вы ее погубили! Вы! Вы!». Читатель, видя, что противостоять «темному царству» начинает даже смирившийся Тихон, надеется на то, что борьба с самодурством только начинается.

Однако последние слова Тихона, которыми и завершается вся драма, демонстрируют то, что Тихон признается в своей слабости: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!». О какой борьбе со стороны Тихона может идти речь, если он, будучи живым, завидует мертвому человеку? У Тихона отсутствует сила, которая позволила бы ему противостоять жестокости «темного царства». Неизвестно, произнесенные обвинения в адрес матери – это минутное отчаяние Тихона или сформировавшаяся позиция, которой он будет придерживаться и дальше. Ведь может быть так, что Тихон опомнится и попросит у Кабанихи прощение за то, что он обвинил ее, что он так и продолжит подчиняться матери, не бунтуя против несправедливости.

Так или иначе, самоубийство Катерины ломает привычный образ жизни города Калинова. Кабаниха не смогла скрыть проблемы своей семьи, как она успешно делала это раньше. Привыкшая к подчинению детей, Кабаниха покинута Варварой, ушедшей вместе с Кудряшом, и обвинена Тихоном. А.Н. Островский неслучайно поместил в драму рассуждения Кабанихи о том, что молодежь ведет себя совершенно не так, как в свое время вели себя они. После обвинения собственного сына в самоубийстве Катерины Кабаниха должна понять, что прежней жизни уже не будет.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Кто из героев пьесы Островского «Гроза» кажется вам выразителем авторской позиции и почему?
  • В чем своеобразие конфликта пьесы Островского «Гроза»?
  • Можно ли утверждать, что в пьесе Островского «Гроза» царству «самодуров» противостоит молодое поколение, и почему?
  • Гибель Катерины – сознательный протест против калиновского мира или жест отчаяния? (по пьесе Островского «Гроза»)