Как лирика Фета подтверждает мысль о том, что цель поэзии – в «уловлении неуловимого»?


А.А. Фет выступал за «чистое искусство» и был приверженцем эстетической концепции «Искусство ради искусства». Поэт считал, что литература должна быть независима от общественных процессов, что в произведениях искусства не должны подниматься злободневные проблемы. Целью творчества в целом и поэзии в частности А.А. Фет считал создание красоты. Литературный критик А.В. Дружинин отмечал, что А.А. Фет стремился в своей поэзии к «уловлению неуловимого».

В стихотворении «Одним толчком согнать ладью живую» отразились взгляды А.А. Фета на предназначение искусства и в частности поэзии. Автор утверждает, что «признак и венец» «избранного певца» заключен в следующем: «Одной волной подняться в жизнь иную, // Учуять ветр с цветущих берегов, // Тоскливый сон прервать единым звуком, // Упиться вдруг неведомым, родным, // Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, // Чужое вмиг почувствовать своим, // Шепнуть о том, пред чем язык немеет, // Усилить бой бестрепетных сердец».

В стихотворении «Шепот, робкое дыханье» наблюдаются физические, звуковые и цветовые образы природы: «трели соловья», «серебро и колыханье сонного ручья», «свет ночной, ночные тени», «в дымных тучках пурпур розы, // отблеск янтаря», «заря». А.А. Фету удалось четко описать вечернее время, обращая внимание и на звуки, и на цвета, которыми сопровождается данное время суток. В стихотворении отсутствуют глаголы, которые отображают действие, однако поэту все равно удается «уловить неуловимое». Но А.А. Фету удалось «уловить» не только красоту природы, но и чувства возлюбленных, которые раскрываются через следующие средства: «шепот, робкое дыханье», «ряд волшебных изменений // милого лица», «и лобзания, и слезы». Через отдельные образы автор иллюстрирует свидание двух возлюбленных.


В стихотворении «Это утро, радость эта» наблюдаются весенние образы: «синий свод», «говор вод», «зык и свист», «вздох ночной селенья» и другие. В лирическом произведении, состоящем лишь из назывных предложений, отсутствуют глаголы, обозначающие действия, однако это не мешает автору продемонстрировать динамику: утро сменяется днем, птицы и насекомые летают, издавая различные звуки («крик», «зык и свист», «дробь и трели»), «говорят воды», плачут «ивы и березы» и др. А.А. Фету и без использования глаголов удалость «уловить» постоянное движение природы, главной отличительной чертой которой является живость.

В стихотворении «Я пришел к тебе с приветом» показано, как лирический герой, обращаясь к своей возлюбленной, восхищается природой. Он неравнодушно относится к тому, что сейчас происходит в окружающем его мире: «солнце встало», «оно горячим светом // по листам затрепетало», «лес проснулся», «каждой птицей встрепенулся // и весенней полон жаждой». Поэт демонстрирует положительное воздействие природы на лирического героя, который чувствует, что на него «весельем веет», что его душа «служить готова» счастью.

Таким образом, А.А. Фет в своих лирических произведениях ставил своей целью продемонстрировать красоту и разнообразие природы, через состояния которой передаются внутренние переживания человека. Поэт воспевал красоту окружающего мира, при раскрытии образов природы обращая внимание на различные мельчайшие детали, которые часто остаются незамеченными обывателями.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Можно ли назвать лирику Фета образцом «чистого искусства» и почему?
  • Почему Фет считал природу средством исцеления «скорбящей души»?
  • Как в поэзии Фета представлен мир природы?
  • Тема красоты в поэзии Фета