Как образы помещиков в поэме Гоголя «Мёртвые души» помогают понять идею произведения?


В поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» особое внимание уделяется раскрытию образов помещиков, которых посещает центральный персонаж Чичиков: образов Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина. Раскрытие данных образов помогает понять главную идею всего произведения.

Каждый помещик имеет ряд отличительных черт, которые не позволяют спутать персонажей между собой. Манилов олицетворяет глупость, сентиментальность, мечтательность, Коробочка – «крепколобость», Ноздрев – наглость, Собакевич – грубость, кулачество, Плюшкин – скупость и жадность. Показывая своеобразное путешествие Чичикова, который посещает то одного, то другого помещика, Н.В. Гоголь рисует всю Россию с разных сторон. Все помещики олицетворяют разных представителей русского народа. В центре повествования оказываются не конкретные лица, а вся Россия. С помощью образов пяти помещиков демонстрируется социальный, экономический и духовный упадок.


Н.В. Гоголь, используя различные приемы раскрытия персонажей, подчеркивает свойственные помещикам пороки. Можно сказать, что автор использует прием нарастания, поскольку каждый последующий помещик хуже предыдущего. Сам писатель отмечал: «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого». Н.В. Гоголь демонстрирует пороки постепенно: от «беспочвенного мечтателя» до «прорехи на человечестве». Вначале раскрывая образ Манилова, а под конец демонстрируя образ жизни Плюшкина, автор изображает постепенную гибель личности, постепенное омертвление души, несмотря на физическое существование. Несмотря на индивидуальные черты Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина, все они объединены своей порочностью. Они отличаются только степенью «омертвления».

О том, какова главная идея поэмы, говорит уже само название. «Мертвые души» – это не только и не столько об умерших крестьянах, которых выкупает или пытается выкупить Чичиков, сколько о владельцах ревизских душ. Неслучайно умерших крестьян некоторые помещики описывают как вполне живых людей, которые приносили общественную пользу. Если крестьяне мертвы физически, то помещики мертвы внутренне, нравственно. Помещики лишь существуют, не имея представления о том, что такое настоящая жизнь. Они внутренне пусты и ничтожны.

Важную роль играют образы помещиков при раскрытии образа центрального персонажа. Чичиков соотносится со всеми помещиками, которых он посетил, не только потому, что он умеет приспосабливаться к различным жизненным обстоятельствам, но и потому, что имеет много общих с помещиками внутренних черт. С Маниловым Чичикова объединяет деликатность, внешняя приятность, с Коробочкой – умение копить, с Ноздревым – способность умело соврать, с Собакевичем – деловитость, с Плюшкиным – бережливость. Н.В. Гоголь, показывая, что центральный персонаж имеет черты опошления и «омертвления» человеческой души, подчеркивает порочность современного ему российского общества.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Как в изображении народа проявляется неоднозначность авторской позиции? (по поэме Гоголя «Мёртвые души»)
  • Почему автор поэмы «Мертвые души» в качестве главного героя решил «припрячь подлеца»?
  • Почему гоголевский герой-повествователь так часто «прерывает» повествование своими размышлениями? (по поэме Гоголя «Мертвые души»)
  • Какую роль в поэме Гоголя «Мёртвые души» играют портретные описания?