Как раскрывается в романе Пушкина «Евгений Онегин» «русская душа» Татьяны?


А.С. Пушкин в самом романе в стихах «Евгений Онегин» отмечает, что Татьяна «русская душою». Как же раскрывается «русская душа» Татьяны в ходе повествования?

Автор-повествователь дает своей героини такое имя, с которым, как он отмечает, «неразлучно воспоминанье старины». Имя Татьяна, которое впервые упоминается на Руси в конце XVI века, во времена работы над романом употреблялось уже не в дворянских семьях, как это было первоначально, а в семьях купеческих и крестьянских. С помощью подобранного имени А.С. Пушкин подчеркивает простоту Татьяны, ее близость к простому народу, которой были лишены представители светского общества, включая и родителей и сестру Татьяны, среди которых она была «девочкой чужой». Примечательно, что Татьяна чувствует себя одиноко в семье, она не может обрести близости с родителями и сестрой, поскольку они являются типичными представителями дворянства. Близким человеком Татьяны становится няня, обычная крестьянка, с которой героиня делится переживаниями и тайнами. Это вновь подчеркивает близость к простому русскому народу.


Автор указывает на то, что Татьяна «любила русскую зиму». Прилагательное «русский», которое используется как в словосочетании «русская душа» Татьяны, так и в словосочетании «русская зима», подчеркивает взаимосвязь героини и природы. Татьяна с восторгом относится к «холодной красе» зимы, к «на солнце инею в день морозный», к «сиянью розовых снегов», к «мгле крещенских вечеров». В повествовании говорится о том, что Татьяна «любила на балконе // предупреждать зари восход». На то, что Татьяна является частью природы, указывает сравнение героини с «ланью лесной», которое используется для того, чтобы сказать о боязливости Татьяны. «Русская душа» Татьяны во многом определяется ее тесной взаимосвязью с природой, искренней любовью к ней.

Татьяна следовала традициям русского народа. Так, в повествовании отмечается, что члены семейства Лариных «хранили в жизни мирной // привычки милой старины», «два раза в год они говели; // любили круглые качели, // подблюдны песни, хоровод», что у них «на масленице жирной // водились русские блины».

Кроме того, «русская душа» проявляется в том, что героиня серьезно относилась к гаданиям. В повествовании отмечает, что она «верила преданьям // простонародной старины, // и снам, и карточным гаданьям, // и предсказаниям луны». Автор неслучайно помещает в повествование образ святок, так как этот день был одним из самых запоминающихся моментов в жизни русского народа. А.С. Пушкин, показывая, что при наступлении святок Татьяна Ларина начинает гадать, однако от страха она прекращает это делать, обращает читательское внимание на то, что гадает в романе только Татьяна. Именно она следует народным традициям и чтит их. Все же героиня кладет под подушку зеркало, чтобы увидеть во сне своего жениха. И автор показывает, что сон Татьяны становится вещим: Евгений Онегин действительно убивает Владимира Ленского, а она сама неожиданно выходит замуж за богатого человека. Следование народным традициям и вещий сон Татьяны вновь подчеркивают народный характер героини.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Авторские отступления и их роль в создании образа Ленского (по роману Пушкина «Евгений Онегин»)
  • Чем, по-вашему, объясняется поведение Татьяны во время ее последнего свидания с Онегиным?
  • Как слова Пушкина о Ленском: «Он сердцем милый был невежда» помогают понять сущность героя? (по роману Пушкина «Евгений Онегин»)
  • Удалось ли Онегину в конце романа духовно воскреснуть или он по-прежнему, по мысли критика, «не способен ни к любви, ни к дружбе, ни к созерцанию, ни к подвигу»? (по роману Пушкина «Евгений Онегин»)