Как в поэзии Пастернака раскрывается мысль об «очеловеченности» природы?


Б.Л. Пастернак в своих стихотворениях часто обращается к пейзажным образам. Отличительной особенностью пастернаковской поэзии является «очеловеченность» природы: автор всячески подчеркивает живость природы во всех ее проявлениях.

В стихотворении «Осень» возлюбленная лирического героя сравнивается им с явлением природы («Ты так же сбрасываешь платье, // Как роща сбрасывает листья»), что говорит о том, что поэт «очеловечивает» природу, ставит ее наравне с человеком.

В стихотворении «Плачущий сад» олицетворены сад и все, что в нем есть, на что указывают следующие глаголы и глагольные сочетания: «капнет и вслушается», «мнет ветку», «давится», «берется за старое», «скатывается». То, что лирический герой используется одни и те же реплики при описании собственных действий и чувств и при описания действий и чувств сада, говорит о том, что природа и человек равны, следовательно, природа, как и человека, жива.


В стихотворении «Сирень» внимание уделяется пейзажным образам. Живость природы подчеркивается с помощью следующих наглядных, звуковых, цветовых и осязательных образов: «гудение улья», «черные зерна слепней», «раскатистый воздух», «лиловое зданье из воска». Ярким изобразительно-выразительным средством является следующее: «седая сирень». Автор описывает цвет сирени посредством переносного значения, в то же время подчеркивая схожесть растения с человеком: сирень «седая», как человек. В стихотворении употребляется большое количество глаголов, обозначающих действия, которые выполняют те или иные объекты природы, что также подчеркивает ее живость: «сад утопает в стряпне», «гром отмыкает кусты», «ливень въезжает в кассеты // отстроившейся красоты», «лиловое зданье из воска, // до облака вставши, плывет», «тучи играют в горелки». Природа олицетворена Б.Л. Пастернаком.

В стихотворении «Сосны» также наблюдаются действия, выполняемые природой во всех ее проявлениях: «густая синева // ложится зайчиками наземь // и пачкает нам рукава»; «копошенье мураша»; от сосен пахнет «смесью», которая имеет «снотворный» эффект; «разбеги огненных стволов»; волны, «сваливаясь с валуна, // обрушивают град креветок // со взбаламученного дна»; «на пробках тянется заря // и отливает рыбьим жиром // и мглистой дымкой янтаря»; «луна хоронит все следы // под белой магией пены // и черной магией воды»; «волны все шумней и выше». Все эти образы подчеркивают живость природы.

В стихотворении «Ландыши» природа также олицетворена: «грузный полдень разом // всей массой хряснет позади»; жара совершает «нещадную резню»; за человеком «наблюдает» «сырой овраг», который «сухим дождем // росистых ландышей унизан». Глаголы и деепричастия «отделился», «привстал», «шурша», «льнут», «разбирает» также подчеркивают живость природы. Лирический герой говорит о том, что не только человек, «входящий в березняк», «всматривается» в него, но и сам березняк «всматривается» в человека.

Таким образом, во многих стихотворениях Б.Л. Пастернака природа «очеловечена»: она совершает такие же действия, что и человек, и живет точно так же, как он.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Судьбы скрещения» в лирике Пастернака
  • Творчество как «вечная тема» в лирике Пастернака
  • В чем своеобразие звучания темы поэта и поэзии в лирике Пастернака?
  • Тема поэтического вдохновения в творчестве Пастернака
  • Поэт и окружающий мир в стихотворениях Пастернака
  • В чем видит Пастернак трагедию лирического героя?