Как в романе Достоевского «Преступление и наказание» утверждается мысль о ценности человеческой жизни?


В написанном Ф.М. Достоевским романе «Преступление и наказание» утверждается мысль о ценности человеческой жизни. Это делается разными способами.

Особое внимание в романе уделяется теории Родиона Раскольникова, согласно которой все люди делятся на «тварей дрожащих», которые выступают в качестве «строительного материала», и на «особенных людей», которые «право имеют» «переступить через кровь» ради достижения всеобщего блага. Ф.М. Достоевский, раскрывая особенности теории Раскольникова, не соглашается с ней.

Вводя в систему образов Лужина, который имеет схожую теорию (теорию «целого кафтана», согласно которой человек должен заботиться только о себе, чтобы сохранить свой кафтан целым) и Свидригайлова, который применяет теорию Раскольникова в повседневной жизни, автор выражает негативное отношение к этим персонажам, которые ради достижения собственных корыстных целей готовы пойти по головам других людей, готовы преступить закон и нравственность. С помощью образов Лужина и Свидригайлова, которые являются «темными двойниками» главного героя, писатель также развенчивает античеловеческую теорию Раскольникова: то, что Родион негативно относится к Петру Петровичу и Аркадию Ивановичу, говорит о том, что подсознательно он не поддерживает придуманную теорию.


Автор романа осуждает главного героя за его ошибочную теорию, которая не может принести человечеству пользы, но уважает его за такие положительные черты, как доброта, способность к состраданию и самопожертвованию. Писатель положительно относится к следующим поступкам Раскольникова: материально помогает семейству Мармеладовых, несмотря на собственную нищету, спасает детей из пожара и др. Ф.М. Достоевский выражает мысли о том, что каждый человек заслуживает помощи от окружающих людей, что люди должны быть милосердны и сострадательны, что они должны быть готовы к самопожертвованию. Человеческая жизнь, как подчеркивает автор, – самое ценное, что есть на свете, поэтому люди должны бережно относиться не только к собственной жизни, но и к жизням других людей. Внутренние терзания Раскольникова после совершения преступления, которые приводят героя к отказу от теории, противоречащей его истинной сущности, становятся утверждением в романе мысли о ценности человеческой жизни.

Данная мысль также выражается через позицию Сонечки Мармеладовой. Ее поступки – яркий пример самопожертвования. Больше собственной жизни Сонечка ценит жизни близких ей людей, поэтому она идет по «желтому билету», чтобы прокормить свою семью, поэтому она уезжает на каторгу вместе с Раскольниковым, чтобы направить его на истинный путь и быть рядом, когда он вступит на путь воскресения. О ценности жизни человека Сонечка Мармеладова говорит с Раскольниковым, когда тот признается в убийстве старухи-процентщицы и ее сестры. Героиня утверждает, что ни один человек не имеет права решать, кто заслуживает жизни, а кто – не заслуживает. Сонечка убеждает Раскольникова в том, что никто не может распоряжаться чужими жизнями.

Таким образом, мысль о ценности человеческой жизни реализуется через негативное отношение автора к Лужину и Свидригайлову, через развенчивание античеловечной теории Раскольникова, который вступает в конфликт с самим собой, и через жизненную позицию Сонечки Мармеладовой.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Почему Лужин наиболее антипатичен Раскольникову? (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Кто победил в идейном и нравственном споре: Раскольников или Соня? (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Какова роль семьи в формировании личности Раскольникова? (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Почему теория Раскольникова привела героя к духовному кризису? (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)