Как в сказках Салтыкова-Щедрина сочетаются комическое и трагическое?


Такие сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, как «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пискарь», являются сатирически направленными. Однако комическое в щедринских сказках сочетается с трагическим.

В сказке «Дикий помещик» комическими являются картины одичания помещика Урус-Кучум-Кильдибаева, который после исчезновения мужиков со своих земель не мог жить так, как прежде, поскольку он не умел трудиться и самостоятельно обеспечивать себе благоприятное существование. Вызывает смех то, что глупый помещик обрастает волосами, начинает перемещаться на четвереньках, перестает разговаривать и понимать человеческий язык, начинает охоту на зайцев, которые становятся его пищей, даже заводит знакомство с медведем, который оказывается намного умнее главного героя. Однако смех этот «сквозь слезы», поскольку за физическим одичанием глупого помещика стоит нравственная деградация, за которой наблюдать не смешно, а страшно. В сказке показано жестокое отношение глупого помещика к крестьянам, которые в свою очередь помогали ему вести человеческое существование. Автор демонстрирует, что такие глупые, дикие, неприспособленные к самостоятельной жизни и жестокие люди, подобные Урус-Кучум-Кильдибаеву, владеют крестьянами и имеют вес в обществе.


В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» комичным является то, что генералы, оказавшись на необитаемом острове, не могут найти себе еды, хотя весь остров наполнен ею. Генералы даже пытаются наброситься друг на друга, желая избавиться от чувства голода. Однако все это демонстрирует свойственную генералам неспособность самостоятельно обеспечивать свое существование, заботиться о себе. Совсем не смешно то, что генералы не знают, что такое настоящий труд, что они привыкли жить за счет чужой деятельности, что они не приспособлены к реальной жизни. И именно эти беспомощные генералы занимают высокое положение в обществе, что по-настоящему трагично. Образ мужика, который прислуживает генералам на острове, на первый взгляд тоже комичен: он не помогает генералам выжить, а полностью прислуживает им, занимая чуть ли не рабское положение. Мужик даже изготавливает веревку, с помощью которой он оказывается привязанным к дереву. Но в таком комичном образе демонстрируется рабская покорность крестьян, которые мирятся с несправедливостью и с той жестокостью, которую по отношению к ним проявляют вышестоящие люди. Трагично то, что в обществе существует четкое разделение людей на рабов и на тех, кто управляет этими рабами.

Комичен и образ главного героя сказки «Премудрый пискарь». С самого рождения он привык беспокоиться о своем существовании, и это беспокойство вылилось в полный страх, сопровождающийся постоянным «дрожанием». Премудрый пискарь не хочет покидать свою нору, редко это делает даже для того, чтобы поесть. Пискарь ведет такой образ жизни целых сто лет, но можно ли назвать такое существование настоящей жизнью? Трагичным является пустое и бессмысленное существование, при котором человек видит во всем опасность, боится всего, что его окружает, и уходит от реальной действительности, не пытаясь завести семью и друзей, ставя в центр своего существования само существование.

Таким образом, многие образы и ситуации, описанные в щедринских сказках, вызывают смех, однако это «смех сквозь слезы», поскольку с помощью сатиры автор демонстрирует существующие в современном ему обществе проблемы, над которыми нельзя смеяться.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Можно ли утверждать, что добро в сказках Салтыкова-Щедрина побеждает зло, и почему?
  • Как в сказках Салтыкова-Щедрина сочетается «реализм, трезвый и ясный» с «самой необузданной игрой воображения»?
  • Прием художественного преувеличения в сатирических произведениях Салтыкова-Щедрина (по сказкам «Дикий помещик», «Как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь» и др.)
  • Авторское отношение к героям в сказках Салтыкова-Щедрина (по одному-двум произведениям)