Как встреча с Платоном Каратаевым повлияла на мировоззрение Пьера Безухова? (по роману Толстого «Война и мир»)


Пьер Безухов – герой написанного Л.Н. Толстым романа-эпопеи «Война и мир», который постоянно находится в поисках себя и смысла человеческого существования. Автор демонстрирует, что на мировоззрение Пьера Безухова оказывает огромное влияние жизненная философия Платона Каратаева.

Знакомство с Каратаевым оказывает воздействие на Пьера по той причине, что оно происходит, когда герой находится в тяжелой жизненной ситуации. Пребывая в плену у французов, где он сам был на грани жизни и смерти, Пьер стал свидетелем казни бойцов, после чего у него полностью «уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в Бога». Пьер Безухов ощущал, что в мире «остались одни бессмысленные развалины».

Однако пессимистический настрой Пьера Безухова сменяется после знакомства с Платоном Каратаевым. Сначала только наблюдавшему за ним Пьеру ощущалось в соседе «что-то приятное, успокоительное и круглое». После разговора с простым солдатом ощущал, как «прежде разрушенный мир теперь с новой красотой <…> воздвигался в его душе».


Л.Н. Толстой показывает, что Платон Каратаев помогает в возрождении в безуховской душе веры. Пьера удивлял и вдохновлял позитивный настрой Платона относительно всего окружающего. Наблюдая за простым солдатом, Безухов видел, что тот не жаловался на проблемы и трудности, спокойно принимая их, что он был добр по отношению ко всем: к своим товарищам, к животным и даже к французам. Наблюдение за отношением Платона Каратаева к жизни не могло не сказаться на мировоззрении Безухова. Отчаяние и пустота сменились интересом к жизни. От Каратаева, который воплощал в себе мудрость простого русского народа, Пьер Безухов набрался крестьянской мудрости, приблизился к простому народу, к чему стремился раньше. Долгое время находясь в поисках смысла жизни, Пьер Безухов осознает, что он заключен в служении русскому народу.

В повествовании отмечается, что именно в плену Безухов «получил то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде». Все то, что Пьер искал раньше в отказе от светского образа жизни, в масонстве, «в геройском подвиге самопожертвования», он нашел именно в плену. Благодаря понятой жизненной философии Платона Каратаева Пьер Безухов обрел «согласие с самим собою».

В повествовании говорится о том, что Платон навсегда остался в безуховской душе, так как он олицетворял все «русское, доброе и круглое». Каратаев остался «вечным олицетворением духа простоты и правды». Пьер восхищался тем, что Платон «любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком». Это чувство любви ко всему окружающему передалось и Пьеру Безухову. В беседе с Наташей Безухов скажет, что он многому научился у «этого безграмотного человека-дурачка». Пьер ценит именно жизненные уроки, которые помогли ему не в обретении научных знаний, а в понимании человеческой сущности и смысла жизни. В дальнейшем Пьер будет задумываться над тем, как бы оценил его поступки Платон Каратаев.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • В чем смысл двух эпилогов, завершающих роман Толстого «Война и мир»?
  • Кого из героев романа «Война и мир» — Пьера Безухова или Андрея Болконского — можно считать любимым героем Толстого и почему?
  • Как в образе Наташи Ростовой раскрывается утверждение Толстого о том, что «сущность её жизни – любовь»?
  • Как Толстой в романе «Война и мир» отвечает на вопрос: «Какая сила управляет всем?»