Какие «чувства добрые» стремился пробудить Пушкин своей лирикой?


В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» отчетливо слышен голос А.С. Пушкина. Рассуждая об особенностях своего творчества, о достоинства поэзии и о вкладе в русскую литературу, автор отмечает: «И долго буду тем любезен я народу, // Что чувства добрые я лирой пробуждал, // Что в мой жестокий век восставил я Свободу // И милость к падшим призывал». О каких же «чувствах добрых» говорит А.С. Пушкин?

В своих стихотворениях А.С. Пушкин рассуждает как о счастье отдельного человека, так и об общественном благополучии. Основными мотивами пушкинской лирики становятся следующие: любовь, дружба, Родина, свобода. Поднимая как нравственные, так и гражданские проблемы, А.С. Пушкин выступает прежде всего как поэт-гуманист. С помощью своих лирических произведений автор пытался воздействовать на читателей: он демонстрировал ценность любовных и дружеских отношений, прививал любовь к личной и общественной свободе, пробуждал веру в высокие идеалы.

В стихотворении «Я помню чудное мгновенье» уделяется внимание любви, которая занимает особое место в человеческом существовании. Автор демонстрирует, что жизнь без любви несчастна: «В глуши, во мраке заточенья // Тянулись тихо дни мои // Без божества, без вдохновенья, // Без слез, без жизни, без любви». Лирический герой признается, что все эти чувства «воскресли вновь» и «душе настало пробужденье» только тогда, когда в его жизнь «опять явилась» его возлюбленная.


Стихотворение «И.И. Пущину» демонстрирует, что дружба занимает важное место в жизни человека. А.С. Пушкин, находясь в ссылке в селе Михайловском, «судьбу благословил» за то, что его навестил «друг бесценный». Автор показывает, что приезд друга скрасил его тяжелое «заточенье» в ссылке и «даровал утешенье».

В творчестве А.С. Пушкина тема Родины и тема свободы тесно переплетены друг с другом. Поэт неравнодушен к судьбе Отчизны, его гражданская лирика наполнена мыслями о вольности. В стихотворении «К Чаадаеву» лирический герой говорит о том, что, несмотря на «гнет власти роковой», в нем и его соотечественниках «горит еще желанье», что они «пока свободою горят», что их «сердца для чести живы». Лирический герой, веря в то, что «Россия вспрянет ото сна», призывает «отчизне посвятить // души прекрасные порывы».

Упомянутые стихотворения становятся подтверждением того, что А.С. Пушкин пробуждал «чувства добрые». Автор с помощью своей лирики воспитывал в читателях гуманное отношение как к себе, так и к окружающим людям. Показывая ценность любви и дружбы, поэт учил любить и дружить. Демонстрируя важность личной свободы и общественного вольнодумия, автор призывал бороться за свободу, чтобы привести Россию к лучшему. А.С. Пушкин учит обращать внимание на окружающих людей и на те прекрасные чувства по отношению к ним, без которых невозможна счастливая жизнь, поэт воспитывает искреннюю и глубокую любовь к Родине и желание посвятить ей «души прекрасные порывы».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тема «чудного мгновенья» в лирике Пушкина
  • Философская проблематика поэзии Пушкина
  • Природа как источник вдохновения в поэзии Пушкина
  • В чём суть конфликта поэта и толпы в лирике Пушкина?
  • В чём проявляется избранничество поэта? (по лирике Пушкина)
  • Как в лирике Пушкина раскрывается тема внутренней свободы человека?