Какие изменения претерпевает образ возлюбленной в произведениях Блока разных лет?


В лирике А.А. Блока особое место занимает тема любви. Во многих стихотворениях лирический герой выражает собственное отношение к возлюбленной. Однако ее образ со временем претерпевает ряд изменений. Как же это проявляется?

В стихотворении «Вхожу я в темные храмы», входящем в цикл о Прекрасной Даме, продемонстрирован возвышенный образ возлюбленной лирического героя. Местом действия является храм, в котором лирический герой находится в ожидании появления Прекрасной Дамы. Божественное начало возлюбленной подчеркивается и с помощью обращений к ней: Прекрасная Дама, Величавая Вечная Жена, Святая. Героиня не названа по имени, в образе Прекрасной Дамы заключен авторский идеал, и лирический герой не видит его в реальности, но искренне ждет, когда он появится в его жизни.

В стихотворении «Незнакомка» уже наблюдаются изменения в раскрытии образа возлюбленной. Теперь она описывается как реальный человек: «девичий стан, шелками схваченный», «упругие шелка», «шляпа с траурными перьями», «в кольцах узкая рука». На приземленность указывает и то, что незнакомка появляется в ресторане с «горячим воздухом», где находят себе развлечения «пьяницы с глазами кроликов». Но, несмотря на пространственную близость возлюбленной к порочным людям-обывателям, ее образ пока еще заключает в себе некую таинственность (от нее «веет древними поверьями») и необычность, позволяющую отличить ее от окружающих и поставить ее выше. Лирический герой признается, что, наблюдая за незнакомкой, он видит «берег очарованную» и «очарованную даль». Героиня настолько необычна, что он даже сомневается в том, что он видит возлюбленную вживую: «Иль это только снится мне?». Как видим, в данном лирическом произведении А.А. Блок придает возлюбленной лирического героя земные черты, однако в ней прослеживается необычность, таинственность, отличающая ее от всех окружающих ее людей.


В стихотворении «В ресторане» местом действия опять является ресторан, однако героиня представлена как еще более реальный образ: лирический герой не только наблюдает за девушкой, но и посылает ей черную розу. Героиня также контактирует с ним, на что указывают глаголы и глагольные выражения: «взглянула», послала ему «взор надменный». Самовлюбленная фраза героини относительно лирического героя «И этот влюблен» отрицает наличие хотя бы каких-то божественных черт в ее образе. Героиня лишена ореола тайны, она соответствует тому «переполненному залу», о котором говорится в стихотворении.

В стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе» показано, что лирический герой и вовсе прощается с образом прошлого идеала. Он признается, что, когда возлюбленная ушла от него, он «забыл прекрасное лицо», и сейчас, вспоминая былое, он ничего не чувствует к той, которую раньше любил: «Все миновалось, молодость прошла! // Твое лицо в его простой оправе // Своей рукой убрал я со стола».

Таким образом, если сначала образ возлюбленной имеет божественные черты, то постепенно он начинает приближаться к образу земной девушки, затем отдаляется от того недосягаемого идеала, который первоначально воспевался А.А. Блоком, а после лирический герой и вовсе прощается с образом Прекрасной Дамы.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «О, Русь моя! Жена моя!» - образ России в творчестве Блока
  • Поиск идеала как «вечная» тема в лирике Блока
  • Что Вас привлекает в поэзии Блока?
  • Почему в стихах о России Блок обращается к историческому прошлому Родины?