Какое развитие в поэме Блока «Двенадцать» находит мотив «страшного мира», характерный для лирики поэта?


В поэме А.А. Блока можно наблюдать характерный для всего творчества мотив «страшного мира», который развивается в ходе повествования.

«Страшный мир» представлен в первую очередь представителями «старого мира». Старушка, смотря на огромный плакат «Вся власть Учредительному Собранию!», не может понять революционных идей, она задумывается лишь над тем, что ткань, потраченную на плакат, можно было использовать на создание большого количества портянок «для ребят». Представителем «страшного мира» является и поп, который до революционных событий «брюхом шел вперед». Довольно жалко изображены образы буржуя, который «в воротник упрятал нос», и «паршивого пса», который «рядом жмется шерстью жесткой // поджавши хвост». Катька также является представительницей «страшного мира», так как вела распутный образ жизни: танцевала, «в кружевном белье ходила», «с офицерами блудила», «шоколад Миньон жрала». А.А. Блок подчеркивает пошлость «страшного мира», обличает пороки буржуазного общества, на смену которого пришел «новый мир». У Катьки как у представительницы «буржуазной действительности» нет нравственных ценностей. Но Катька такова, так как она является дитем буржуазной эпохи, которая тлетворно воздействует на человека.


Однако не только «старый мир» связан с мотивом «страшного мира». Сама революция в поэме представлена следующими образами-символами: метель, ветер, «снег воронкой», вьюга, пурга, ураган. Все они подчеркивают «страшный» характер происходящего в стране.

«Страшный мир» связан и с образами, представляющими «новый мир». «Двенадцать» идут «революционным шагом», забыв при этом о нравственности и законности. Смерть Катьки, которую убил Петька, целившийся в Ваньку, не становится резонансным событием. Петька быстро успокаивается и ободряется, продолжая путь рядом с товарищами, которые не увидели ничего плохого в поступке Петьки, которые фактически заставили его не переживать по поводу произошедшего. Неслучайно после строк о том, что Петька «опять повеселел», идут следующие: «Запирайте етажи, // Нынче будут грабежи! // Отмыкайте погреба – // Гуляет нынче голытьба!». А.А. Блок показывает, что «двенадцать» чувствуют вседозволенность и безнаказанность, поэтому совершают различные противоправные и безнравственные поступки. Они двигаются, не имея никакого идеала, не понимая, с какой целью они идут «революционным шагом» и что будет дальше. Финал поэмы, в которой появляется образ Христа, ведущего «двенадцать», говорит о том, что поэт особое внимание уделял религиозности и вере. И то, что красноармейцы идут «без имени святого» и «без креста», действительно страшно. «Двенадцать» ничего не останавливает, они, как подчеркивается в произведении, «ко всему готовы», им «ничего не жаль».

Образ Исуса Христоса, который идет впереди «двенадцати» в «белом венчике из роз», помогает А.А. Блоку выразить надежду на скорейшее крушение «страшного мира», характеризующегося нравственным падением и духовной деградацией.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Из каких созвучий складывается «музыка революции» в поэме Блока «Двенадцать»?
  • Какова роль числа 12 в символике поэмы Блока «Двенадцать»?
  • С какой целью Блок даёт одному из красноармейцев имя апостола Петра? (по поэме «Двенадцать»)
  • Какой предстаёт революционная Россия в поэме Блока «Двенадцать»?