Какова роль числа 12 в символике поэмы Блока «Двенадцать»?


А.А. Блок называет свою поэму «Двенадцать» и ставит в центр повествования идущих «революционным шагом» «двенадцать человек». Какова же роль числа 12 в символике поэмы?

С этим числом связана идея времени и круга: месяцев в году всего двенадцать, максимальная цифра на часах – двенадцать. Называя поэму «Двенадцать», А.А. Блок акцентирует внимание на полночи и декабре как двенадцатом месяце. И полночь, и декабрь становятся неким переходным состоянием: начало нового дня и начало нового года. В поэме также демонстрируется начало чего-то нового. А.А. Блок, противопоставляя «старый мир» «новому миру», показывает смену первого вторым. Революция изображается как переломный в жизни страны и народа момент. Священное число 12 символизирует падение «старого мира», который еще не до конца заменен «новым миром». Числом двенадцать выделяется основной конфликт поэмы: противостояние «нового мира» «старому миру».


Многие люди новый день и в особенности новый год ассоциируют с масштабными, коренными изменениями. В поэме происходит именно так: совсем недавно бедно живущие люди становятся обладателями огромной власти, при которой они чувствуют свою вседозволенность и безнаказанность, в то время как буржуи, до этого чувствующие себя комфортно, «в воротник упрятали нос».

Центральными персонажами являются «двенадцать человек», которые вступили на революционный путь, направленный против буржуазной действительности. Число 12 имеет как реалистическую направленность (во времена революционных событий патрули действительно состояли из 12 человек), так и символический характер. В финале поэмы появляется образ Христа, произведение наполнено религиозным смыслом. Двенадцать красногвардейцев сопоставляются с двенадцатью апостолами Христа: и те, и другие имели собственную идеологию, которую проповедовали в пути. На аналогию указывает то, что некоторые из «двенадцати» имеют те же имена, что и апостолы Петр, Иоанн и Андрей. Как и двенадцать апостолов, красногвардейцы олицетворяют новый мир. Однако герои «Двенадцати» становятся своеобразными антиапостолами: они идут «без имени святого» и «без креста», которые заменяются «винтовочками стальными» и штыками, которыми они готовы разрушить «старый мир», вооружаясь и против «пса паршивого», и против буржуев, и против самого Иисуса Христа.

Но образ «двенадцати» в поэме А.А. Блока сопоставим не только с двенадцатью апостолами Христа, но и с двенадцатью разбойниками, о которых писал еще Н.А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо». На связь героев своей поэмы с двенадцатью разбойниками указывал сам А.А. Блок. О разбойничьем характере «двенадцати» говорят следующие характеристики: «Эх, Эх! // Позабавиться не грех! // Запирайте етажи, // Нынче будут грабежи! // Отмыкайте погреба – // Гуляет нынче голытьба!». А.А. Блок демонстрирует, что «двенадцать» «ко всему готовы, // ничего не жаль», они нравственно деградировали, перестали слушаться закона, поэтому даже гибель Катьки не приносит им никаких угрызений совести.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Из каких созвучий складывается «музыка революции» в поэме Блока «Двенадцать»?
  • С какой целью Блок даёт одному из красноармейцев имя апостола Петра? (по поэме «Двенадцать»)
  • Какое развитие в поэме Блока «Двенадцать» находит мотив «страшного мира», характерный для лирики поэта?
  • Какой предстаёт революционная Россия в поэме Блока «Двенадцать»?