Какова роль женских образов в романе Шолохова «Тихий Дон»?


В романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон» насчитывается большое количество женских образов, к которым можно отнести Аксинью Астахову, Наталью Коршунову-Мелехову, Василису Ильиничну, Дуняшу Мелехову и Дарью Мелехову. Какова же роль женских образов в произведении?

Главными женскими образами в «Тихом Доне» можно считать Аксинью Астахову и Наталью Коршунову-Мелехову, так как они связаны с центральным персонажем Григорием Мелеховым. Две героини воплощают два вида любви: если Аксинья – натура страстная, импульсивная, отдающаяся любви без остатка, то Наталья любит искренне, но не показывает все те чувства, которые она испытывает к мужу. Страсть Аксиньи автор противопоставляет семейной теплоте и ласке, которую может дать Наталья. В то время как Аксинья борется за свою любовь к Мелехову, Наталья не пытается удержать мужа, а искренне надеется на то, что он выберет ее. Но, несмотря на существующие между Натальей и Аксиньей различия, обе героини любовь считают своей главной жизненной ценностью. С помощью данных женских образов утверждаются семейные и любовные ценности. Однако автор, добавляя в сюжет как смерть Натальи, так и смерть Аксиньи, показывает, что именно любовь к Григорию погубила обеих героинь. Изображая гибель Аксиньи и Натальи, М.А. Шолохов демонстрирует беспощадность и безжалостность военного времени.

Образы Аксиньи и Натальи помогают также раскрыть образ Григория Мелехова. Еще в начале повествования показано чувство любви Мелехова по отношению к замужней Аксинье; вступив в брак с Натальей, главный герой признался ей, что не любит ее. Однако после смерти Натальи Мелехов сказал, что по-своему любил свою жену. М.А. Шолохов показывает, что центральный персонаж любит и Аксинью, и Наталью, но каждую – по-своему. Именно поэтому Григорий Мелехов на протяжении всего повествования не может определиться с тем, кого же выбрать в качестве своей спутницы по жизни.


С помощью образа Василисы Ильиничны, матери главного героя, демонстрируется быт и нравы казачества того времени. С одной стороны, Ильинична является хранительницей домашнего очага, которая привносит гармонию в дом Мелеховых, с другой стороны, ради детей и семьи она терпит побои со стороны мужа. Данный женский образ отражает положение женщины в те времена.

С помощью образа Дуняши Мелеховой демонстрируется борьба за любовь. Еще в подростковом возрасте влюбившись в Мишку Кошевого, Дуняша борется за совместное счастье с ним, несмотря на то что он убил ее родного брата Петра, несмотря на то что он является сторонником «красных».

С помощью образа Дарьи Мелеховой демонстрируется другой тип женщин. Для нее собственное удовольствие важнее семейных ценностей. Находясь в браке с Петром, Дарья ведет распутный образ жизни. Из всех женских образов именно Дарья умирает первая, так как она не является хранительной семейного очага.

Таким образом, с помощью женских образов поднимаются проблемы семьи и семейных ценностей, любви и борьбы за нее и демонстрируется быт и нравы казачества того времени.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Кто из героев романа Шолохова «Тихий Дон» Вам наиболее интересен и почему?
  • Почему роман Шолохова «Тихий Дон» начинается и заканчивается описанием дома Мелеховых?
  • Каков итог жизненных исканий Григория Мелехова? (по роману Шолохова «Тихий Дон»)
  • Каковы причины возникновения у Григория Мелехова внутреннего конфликта, обусловленного событиями революции и Гражданской войны? (по роману Шолохова «Тихий Дон»)