Какова роль снов Раскольникова в структуре произведения? (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)


Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» уделяет внимание снам центрального персонажа Родиона Раскольникова. Всего их насчитывается 5 (три сна и две «грезы»), такое большое количество снов в повествовании направлено на то, чтобы читатели обратили на них особое внимание. Сны занимают определенные места в структуре всего произведения, предвосхищая сюжет романа и отражая его идею.

Первый сон Родион видит, когда он уже придумал теорию о «тварях дрожащих» и «право имеющих», но еще не проверил ее. Во сне главный герой видит семилетнего себя, который становится свидетелем того, как рядом с кабаком мужик забивает до смерти лошадь. Эта реальная ситуация из жизни центрального персонажа, которая возникает в его подсознании во время сна, демонстрирует истинную сущность Раскольникова: он не терпит зла и насилия, на самом деле он добр и милосерден. Ф.М. Достоевский указывает на то, что задуманное Раскольниковым преступление противоречит его натуре. Видя этот сон, главный герой терзается по поводу того, проверять ему свою теорию или нет. С помощью сна автор подчеркивается внутренние противоречия Раскольникова перед убийством старухи-процентщицы.

Перед самим совершением преступления главный герой «грезит», видя себя «где-то в Африке, в Египте, в каком-то оазисе». Увиденное ярко, противопоставлено серой жизни Родиона. Желая прийти к яркой жизни, главный герой вновь приходит к идее проверить свою теорию.


Вторая «греза» Раскольникова посещает уже после совершения убийства. Впадая в бред, он будто видит, как полицейский избивает хозяйку его комнаты. Здесь автор показывает страх, который испытывает главный герой по поводу того, что его найдут. Ф.М. Достоевский, помещая данную «грезу» после совершения преступления, намекает читателю на внутренние противоречия главного героя, который будет мучиться после произошедшего.

Второй сон Раскольникова выглядит так: он идет на квартиру старухи-процентщицы, но все попытки расправиться с ней оказываются тщетными, она только смеется над ним. Вдруг возникает большое количество людей, которые наблюдают за героем. Ф.М. Достоевский с помощью данного сна показывает, во-первых, осознание Раскольниковым, что он «себя убил, а не старушонку», поэтому она смеется над ним, во-вторых, подсознательное желание, чтобы кто-то узнал о том, что он совершил, ему хочется поделиться с кем-нибудь той тайной, которая мучит его.

Третий сон главный герой видит уже после признания в преступлении, на каторге: ему снится, будто в мире царит какая-то язва, которая приводит человечество к необратимым последствиям: пожары, голод, убийства; спастись от всего этого могут лишь «чистые и избранные», которых пока никто никогда не видел. Данный сон подчеркивает опасный характер теории Раскольникова, автор демонстрирует, к каким негативным последствия приведет то, что каждый человек будет считать себя «право имеющим». Ф.М. Достоевский помещает данный сон тогда, когда Раскольников находится уже на каторге, для того, чтобы показать начавшиеся изменения внутри Раскольникова, который понял ошибочность своей теории и встал на путь воскресения.

Таким образом, сны и «грезы» появляются в важные моменты жизни Раскольникова: перед преступлением, после него, после признания в преступлении. Все они помогают в раскрытии внутреннего мира Раскольникова, его конфликта с самим собой.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Система «двойников» и ее роль в развитии основной идеи произведения (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Теория Родиона Раскольникова и правда Сони Мармеладовой (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Какую роль сыграла Соня Мармеладова в судьбе Родиона Раскольникова? (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Чем объясняется внутренняя противоречивость Родиона Раскольникова? (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)