Какой предстаёт революционная Россия в поэме Блока «Двенадцать»?


Истоком для написания А.А Блоком поэмы «Двенадцать» послужили революционные события, свидетелем которых был автор. В центре произведения оказывается революционная Россия. Какой же представляет ее А.А. Блок?

В поэме, в которой насчитывается большое количество символов, наблюдаются образы «старого мира» и образы «нового мира». Образами-символами, олицетворяющими революцию в целом, являются метель, ветер, «снег воронкой», вьюга, пурга, ураган. Все эти природные явления подчеркивают стихийный характер революционных действий, которые меняют жизнь целого народа и отдельных его представителей. Революция через природные образы-символы изображена как бесконтрольное явление, которое невозможно остановить и отрегулировать.

Представляющими «старый мир» образами-символами являются буржуи, барыня в каракуле, поп, «пес паршивый». Автор показывает, что представители «старого мира» не понимают революцию и даже не поддерживают ее: «Предатели! Погибла Россия!». «Старушка» не может понять, зачем столько ткани, которую можно было использовать для создания портянок, потратили на огромный плакат, революционное содержание которого она не способна понять. «Старый мир» боится того, что происходит в стране: так, буржуй «на перекрестке // в воротник упрятал нос».


Образами-символами, представляющими «новый мир», становятся красноармейцы, плакаты «Вся власть Учредительному Собранию!» и др. Отряд «двенадцати» противопоставлен «старому миру», однако автор не идеализирует данных персонажей, а демонстрирует жизнь такой, какой она была на самом деле: на улицах царит беспорядок, а сами «двенадцать» чувствуют свою безнаказанность. Символом беспощадности революции становится смерть Катьки. И если сначала у Петьки, целившегося в Ваньку, но убившего Катьку, «не видать совсем лица», поскольку он тяготится тем, что он, «бестолковый», «загубил» ее «сгоряча», то после он успокаивается, выслушал ободрение товарищей: «Не такое нынче время, // Чтобы няньчиться с тобой! // Потяжеле будет бремя // Нам, товарищ дорогой!».

А.А. Блок демонстрирует, что в революционной России нет места ни закону, ни нравственности. Убийца Петька не ощущает необходимости отвечать за совершенное преступление, а его товарищи не видят ничего плохого в его поступке. Нравственные понятия обесценились так же, как и человеческая жизнь. Читатель понимает, что гибель невинной Катьки – это только начало. Повеселевший Петька, как и другие члены «двенадцати», готов грабить и гулять. «Двенадцати» дается следующая характеристика: «Ко всему готовы, // Ничего не жаль…». «Двенадцать» готовы «штыком пощекотать», чтобы «старый мир» «провалился».

В поэме своеобразным рефреном звучат «Эх, эх, без креста!». «Двенадцать» «идут без имени святого». Автор подчеркивает антирелигиозный характер революции. Но, как бы не старались «двенадцать» избавиться от Бога и его символики, им это не удается: в финале поэмы говорится о том, что впереди них идет Исус Христос «в белом венчике из роз». Существуют исследования, в которых говорится о том, что «двенадцать» через беззаконие и безнравственность идут к гармонии, ведомые самим Христом.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Из каких созвучий складывается «музыка революции» в поэме Блока «Двенадцать»?
  • Какова роль числа 12 в символике поэмы Блока «Двенадцать»?
  • С какой целью Блок даёт одному из красноармейцев имя апостола Петра? (по поэме «Двенадцать»)
  • Какое развитие в поэме Блока «Двенадцать» находит мотив «страшного мира», характерный для лирики поэта?