Какую функцию выполняют внесюжетные и внесценические персонажи в комедии Грибоедова «Горе от ума»?


Внесценические и внесюжетные персонажи занимают важное место в грибоедовской комедии «Горе от ума». Они выполняют важные функции.

Внесценическим персонажем является Максим Петрович – покойный дядя Фамусова. Павел Афанасьевич рассказывает собравшимся в его доме о том, как Максим Петрович, однажды случайно упав перед императрицей, тем самым насмешив ее, упал уже специально еще несколько раз. Фамусов дает своему дяде следующую характеристику: «Когда же надо подслужиться, // И он сгибался вперегиб». С помощью образа Максима Петровича А.С. Грибоедов показывает свойственные фамусовскому обществу чинопочитание, подхалимство, угодничество. То, что Фамусов ставит покойного Максима Петровича себе в пример и восторгается им, наиболее точно раскрывает нравственные принципы фамусовского общества, а также подчеркивает, что оно живет предрассудками прошлого.

Упоминает Фамусов также и Марью Алексевну. После всех произошедших событий в доме Фамусов думает лишь о том, «что станет говорить // княгиня Марья Алексевна». С помощью данного внесценического образа А.С. Грибоедов подчеркивает свойственную фамусовскому обществу зависимость от общественного мнения.

Молчалин вспоминает Татьяну Юрьевну, у которой многие представители светского общества «покровительство находят», и Фому Фомича, который был начальником отделения аж «при трех министрах».

Чацкий с горькой усмешкой упоминает других представителей «века минувшего»: «судьи», «Нестор негодяев знатных», который отнятых у родителей детей согнал на крепостной балет, «французик из Бордо», «любитель театра», «чахоточный» ненавистник грамоты, «фрейлина Екатерина Первой», Пульхерия Андревна.


Все перечисленные выше персонажи, другие внесценические персонажи, о которых с восхищением и гордостью говорят представители фамусовского общества, а также внесюжетные персонажи, к которым можно отнести гостей Фамусова, которые не имеют прямого отношения к сюжету, помогают в обличении пороков современного автору общества.

Среди тех персонажей, которые не появляются на сцене, выделяются не только представители «века минувшего», но и представители «века нынешнего». Военный Скалозуб рассказывает о своем двоюродном брате, которому в свое время «чин следовал». Типичный представитель фамусовского общества Скалозуб с осуждением говорит о том, что брат «службу вдруг оставил, // в деревне книги стал читать». А.С. Грибоедов демонстрирует, что ни один представитель фамусовского общества не понимает двоюродного брата Скалозуба.

Еще одним внесценическим персонажем является князь Федор, племянник княгини Тугоуховской. Героиня осуждает его за то, что он «чинов не хочет знать». Автор, подчеркивая то презрение, которое исходит от княгини Тугоуховской по отношению к ее племяннику, показывает, что фамусовское общество не только не понимает непохожих на них, но и презирает их.

Скалозубовский двоюродный брат и князь Федор упоминаются в комедии неслучайно. А.С. Грибоедову было важно показать, что Чацкий в своем мировоззрении и отношении к реалиям современности не одинок, что в России есть люди с мыслями, подобными его мыслям, что он не единственный представитель так называемого «века нынешнего».

Как персонажи, входящие в лагерь Фамусова, так и персонажи, которые мировоззренчески схожи с Чацким, помогают А.С. Грибоедову расширить конфликт: фактически действие происходит в доме Фамусова, однако в комедии говорится не столько о собравшихся в нем, сколько обо всем российском обществе.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Какую роль в раскрытии образа Фамусова играют монологи героя? (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)
  • Идеалы и иллюзии Чацкого (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)
  • Почему каждый из героев «Горе от ума» увидел «безумие» Чацкого в разных проявлениях? (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)
  • Видит ли автор в Чацком «идеального» героя? (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)