Какую роль играет гротеск в создании образов чиновников? (по пьесе Гоголя «Ревизор»)


Гротеск играет важную роль во всей комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». В частности данный прием используется в создании образов чиновников: городничего Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского, попечителя богоугодных заведений Артемия Филипповича Земляники, судьи Аммоса Федоровича Ляпкина-Тяпкина, смотрителя училищ Луки Лукича Хлопова, почтмейстера Ивана Кузьмича Шпекина, частного пристава Степана Ильича Уховертова, лекаря Христиана Ивановича Гибнера и др.

Гротеском является уже сам сюжет комедии: чиновники уездного города N принимают за ревизора первого попавшегося приезжего. Н.В. Гоголь показывает, что чиновники уездного города N были настолько шокированы новостью о приезде ревизора, который мог уличить все неправомерные действия с их стороны, что они сразу же поверили в то, что ревизором является Хлестаков. Общение с Иваном Александровичем нисколько не смутило чиновников, наоборот, они с каждым разом выражали все большую уверенность в том, что перед ними находится ревизор.

Наиболее ярко гротеск реализуется в сцене, где Хлестаков рассказывает о якобы своей жизни. Хлестаков выдает себя то за фельдмаршала, то за коллежского асессора, то за главнокомандующего, то за автора «Юрия Милославского» и других известных художественных произведений, который «с Пушкиным на дружеской ноге». Данный гротеск раскрывает не только образ самого Хлестакова, но и образы чиновников: Н. В. Гоголь демонстрирует, что чиновники верят выдумкам Хлестакова, даже не задумываясь о том, что невозможно быть всеми, кем себя назвал Хлестаков. Чиновники не заподозрили неладное даже тогда, когда Хлестаков рассказал о том, что суп на пароходе ему отправляют прямо из Парижа. Чиновники верят Хлестакову, не понимая, что чисто физически невозможно привести суп из Парижа, чтобы у него остался «пар, которому подобного нельзя отыскать в природе».


С помощью гротеска Н.В. Гоголь подчеркивает глупость чиновников, их неосведомленность во многих вопросах, касающихся повседневной жизни. Автор показывает, что чиновники настолько напуганы приездом ревизора, что они не способны здраво думать и рассуждать. Слушая выдумки псевдоревизора, чиновники уездного города N думают, что это реальность, поскольку они сами хотят жить той жизнью, которой якобы живет Хлестаков. В погоне за высоким положением, чинами, материальными богатствами они забыли о логике и здравом смысле.

Веря в выдумки Хлестакова, чиновники демонстрируют, что им тоже свойственна так называемая «хлестаковщина». В беседе с Хлестаковым, которого они приняли за ревизора, чиновники обманывают его, скрывая истинное положение дел в городе, скрывая беззаконие и стремление добиться корыстных целей любыми путями. Городничий просит частного пристава сказать ревизору, что церковь, на которую 5 лет назад были выделены деньги, начала строиться, но сгорела, и читатель понимает, что церковь даже и не начиналась строиться, поскольку городничий забрал выделенные деньги себе.

Таким образом, гротеск помогает автору комедии обличить пороки чиновников уездного города N, подтвердить мысль о том, что им также свойственна «хлестаковщина».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Роль монологов в пьесе Гоголя «Ревизор»
  • Какие сцены из пьесы Гоголя «Ревизор» показались Вам наиболее комичными и почему?
  • Почему в системе персонажей комедии Гоголя «Ревизор» нет ни одного положительного лица?
  • В чём проявляется уродливость быта чиновничьего города? (по пьесе Гоголя «Ревизор»)