Какую роль играют внутренние монологи героев в романе-эпопее Толстого «Война и мир»?


В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир», где любимые персонажи автора ищут себя и смысл жизни, вступая в конфликт с собою, особое место занимают внутренние монологи героев, которые помогают понять сущность конфликта персонажа с самими собой и осознать авторское отношение относительно внутренних конфликтов.

Внутренними монологами Л.Н. Толстой награждает лишь своих любимых персонажей, в особенности Андрея Болконского, Пьера Безухова, Николая Ростова, Наташу Ростову, Марью Болконскую. Автор показывает, что поиск себя и смысла жизни невозможен без размышлений и внутренних противоречий. Возникающие внутри противоречия говорят о способности меняться, что является, по мнению писателя, признаком живой души. Такие пустые персонажи, как Элен Курагина, Анатоль Курагин, Берг, которые не меняются на протяжении всего повествования, не способны мыслить, так как в них нет души. В романе-эпопее видна зависимость способности меняться и духовно преображаться от способности вступать в диалоги с самим собой, размышлять о себе и окружающем мире. Внутренний монолог становится способом выражения «диалектики души». Особенно выделяются внутренние монологи Андрея Болконского, лежавшего под небом Аустерлица, рассуждающего по дороге в Отрадное о дубе, Пьера Безухова, оказавшегося на поле боя, находящегося в плену, где он познакомился с Платоном Каратаевым.


Внутренние монологи героев «Войны и мира» отличаются тем, что в них отсутствует лаконичность и стройность мысли, персонажи размышляют, перебивая самих себя, противореча самим себе, выражая недоверие к мысли, которая пришла в голову еще минуту назад. Л.Н. Толстой описывает настоящие размышления человека – спонтанные, динамичные, резкие, отрывистые, противоречащие, смеющие друг друга, порой не имеющие начала и конца. Именно в таких монологах видна живость души персонажей. Не в словах, обращенных к другим, а именно в мыслях персонажей видно их истинное отношение к жизни и окружающему миру.

Автор помещает в повествование такие внутренние монологи не с целью дидактизма, а с целью раскрытия изменений, происходящих в душе любимых героев, которые постоянно находятся в поисках себя. Истина пока скрыта для них, поэтому они нащупывают ее посредством разговоров с собой. Л.Н. Толстой демонстрирует тончайшие изменения в душах персонажей, не просто констатирует факт произошедших изменений в мировоззрении, а показывает, как рождаются новые мысли и чувства. Совершивший много ошибок Андрей Болконский перед Бородинским сражением размышляет о своих прежних интересах: «Слава, общественное благо, любовь к женщине, самое отечество – как велики казались мне эти картины, какого глубокого смысла казались они исполненными! И все это так просто, бледно и грубо при холодном свете того утра, которое, я чувствую, поднимается для меня». Автор показывает, что Андрей Болконский способен анализировать собственную жизнь, признавать свои ошибки и приходить к жизненным истинам.

Таким образом, внутренние монологи помогают в раскрытии «диалектики души» персонажей, так как они демонстрируют мельчайшие изменения в мировоззрении героев.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Какова роль Наташи Ростовой в судьбе Андрея Болконского? (по роману Толстого «Война и мир»)
  • Какую роль партизанская война сыграла в Отечественной войне 1812 года? (по роману Толстого «Война и мир»)
  • В чём состоит смысл противопоставления образов Кутузова и Наполеона? (по роману Толстого «Война и мир»)
  • Как соотносятся слова Кутузова «твоя дорога - это дорога чести» с судьбой Андрея Болконского? (по роману Толстого «Война и мир»)