Какую роль в раскрытии образа Фамусова играют монологи героя? (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)


А.С. Грибоедов наделяет Фамусова, героя своей комедии «Горе от ума», не только диалогической, но и монологической речью. Так какую роль играют монологи Фамусова в раскрытии его образа?

В монологе «Вот то-то, все вы гордецы!» прослеживается непонимание Фамусовым молодежи, подобной Чацкому. Герой осуждает «гордецов» за то, что они не спрашивают, «как делали отцы», что они не учатся, «на старших глядя». В этом же монологе прослеживается понимание Фамусова того, каким должен быть человек. Он подробно рассказывает о своем покойном дяде Максиме Петровиче, который смог добиться высокого положения в обществе благодаря тому, что он, раз «обступившись», упал и рассмешил императрицу, после чего уже специально падал, чтобы рассмешить ее еще раз. А.С. Грибоедов показывает, что Фамусов восторгается Максимом Петровичем, берет с него пример и советует поступать также и современной молодежи: «Вы, нынешние, – ну-тка!». Фамусов считает, что примером для подражания должно быть старшее поколение.

Подобная мысль выражена в монологе «Вот попрекать мне станут». Говоря о том, что «не надобно иного образца, // когда в глазах пример отца», Фамусов утверждает, что Софья должна брать пример со своего отца.


В монологе «Вкус, батюшка, отменная манера» отображены понятия «века минувшего», включая и Фамусова, о браке и об обществе в целом. Фамусов, уже сказавший Софье, что ей не пара тот, кто беден, продолжает данное размышление: «Будь плохинький, да если наберется // Душ тысячки две родовых – // Тот и жених». Фамусов, намекая на Чацкого, утверждает, что «в семью не включат» человека, который «слывет» «разумником». Автор показывает, что Фамусову не важно, каков человек, собирающийся жениться на его дочери, ему важно, чтобы он был богат. Чины, материальные средства, положение в обществе оказываются основными критериями для выбора жениха, в то время как ум, образованность и нравственные качества оказываются никому не нужными.

В монологе «Петрушка, вечно ты с обновкой» продемонстрирован образ жизни Фамусова: во вторник он идет к Прасковье Федоровне «на форели», в четверг – «зван на погребенье», в какой-то из ближайших дней – нужен, чтобы крестить ребенка у докторши, которая должна на днях родить. А.С. Грибоедов показывает, что существование Фамусова пусто и бессмысленно, он тратит свое время, не принося никакой пользы обществу. Также в этом монологе продемонстрировано понимание Фамусовым того, что такое хорошая жизнь: он с восторгом описывает покойного Кузьму Петровича, который «был почтенный камергер, // с ключом, и сыну ключ умел доставить; // богат, и на богатой был женат; // переженил детей, внучат».

Таким образом, в монологах раскрываются жизненные принципы Фамусова, его ценности и нравы. Описания героем общества, в котором он находится, и тех нравов и принципов, в соответствии с которыми живет он сам и другие представители фамусовского общества, наполнены авторским осуждением, с их помощью он демонстрирует пороки «века минувшего». Сам Фамусов с восторгом описывает Москву и ее нравы, не видя ничего порочного в современном ему обществе, что говорит о том, что Фамусов – яркий носитель пороков.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Идеалы и иллюзии Чацкого (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)
  • Почему каждый из героев «Горе от ума» увидел «безумие» Чацкого в разных проявлениях? (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)
  • Какую функцию выполняют внесюжетные и внесценические персонажи в комедии Грибоедова «Горе от ума»?
  • Видит ли автор в Чацком «идеального» героя? (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)