Какую роль в раскрытии образа Печорина играет композиция романа? (по роману Лермонтова «Герой нашего времени»)


Лермонтовский роман «Герой нашего времени» имеет весьма необычную композицию. К композиционным особенностям относятся несовпадение сюжета и фабулы, наличие отдельных повестей, в которых есть собственный сюжет и система образов, смена рассказчиков, наличие «Журнала Печорина». Все эти композиционные особенности выступают как средства раскрытия образа Печорина.

Автор неслучайно постоянно меняет рассказчиков, причем повествование сначала ведется от лица других людей, а затем – от лица самого Печорина. Автору было важно сначала продемонстрировать отношение других людей к Печорину, показать героя глазами окружающих людей. В композиционно первой главе повествование ведется от лица штабс-капитана, который служил вместе с Печориным и считал его своим «закадычным другом», а в композиционно второй главе – от лица рассказчика, который познакомился с Максимом Максимычем во время путешествия и впервые в своей жизни увидел самого Печорина. И только в тех главах, которые входят в «Журнал Печорина», повествователем является сам Григорий Александрович, который демонстрирует как свои достоинства, так и свои недостатки, ничего не скрывая. Смена рассказчика и наличие дневниковых записей Печорина позволяют обратить внимание на неоднозначный характер героя. Как без повествования от лица самого Печорина, так и без изображения Печорина глазами других людей невозможно было бы увидеть противоречивость и неоднозначность образа центрального персонажа, что в свою очередь стремился подчеркнуть М.Ю. Лермонтов.


Наличие отдельных повестей с собственным сюжетом и с собственной системой образом позволяет увидеть Печорина в разных ситуациях, проанализировать его взаимоотношения с разными людьми. Показывая эпизоды из жизни Печорина, между которыми проходит определенное количество времени, М.Ю. Лермонтов демонстрирует те изменения, которые происходили с Печориным на протяжении его жизненного пути. Демонстрация разных эпизодов жизни также помогает М.Ю. Лермонтову подчеркнуть то, что Печорин не может найти себе место в жизни, не может найти свое предназначение, что он тщетно находится в постоянных поисках себя, не имея возможности реализовать себя и свои лучшие качества.

Главы расположены не в хронологическом порядке. Это интригует читателя, обращает особое внимание на внутренний мир персонажа. Уже во второй главе («Максим Максимыч») описаны события, которые хронологически находятся ближе к финалу жизни героя, а в «Предисловии» к «Журналу Печорина» уже говорится о его смерти. Композиционно последующие главы, в которых описаны события, происходящие ранее, помогают намного глубже раскрыть образ Печорина, подчеркнуть наличие не только недостатков, но и достоинств, раскрыть причины поступков, описанных в композиционно первых главах, подчеркнуть одиночество Печорина и его непонятность окружающими людьми.

Все композиционные особенности помогают автору обратить читательское внимание главным образом на внутренний мир Печорина, подчеркнув его неоднозначный и весьма противоречивый характер.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Своеобразие конфликта в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Каково Ваше отношение к Печорину, получившему столь неоднозначную оценку со стороны читателей и критиков? (по роману Лермонтова «Герой нашего времени»)
  • Каково значение «Журнала Печорина» в романе Лермонтова «Герой нашего времени»?
  • Сострадания или осуждения заслуживает Печорин? (по роману Лермонтова «Герой нашего времени»)