Конфликт «века нынешнего» и «века минувшего» в русской литературе


Так называемый конфликт «века нынешнего» и «века минувшего» отразился во многих художественных произведениях отечественных писателей, так как проблема конфликта между поколениями является актуальной во все времена.

Сами понятия «век нынешний» и «век минувший», которые стали весьма афористичными, взяты из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Единственным действующим лицом, которое можно причислить к «веку нынешнему», является Чацкий. Все остальные действующие лица причисляются к «веку минувшему». Чацкий видит порочность общества, понимая, что оно требует кардинальных изменений. Главный герой не хочет быть подобным представителям «фамусовскому обществу», которые ради высокого положения в обществе, карьерного роста и материальных богатств готовы льстить вышестоящим людям и прислуживать им. Для Чацкого важнее общественного положения человека являются его внутренние качества, ум и образованность. «Фамусовское общество», которое привыкло к тому существованию, которое у него есть, не готово прощаться с привычным. Представители «века минувшего» не хотят общественных изменений, поскольку так они потеряют все, что у них есть, останутся ни с чем и не смогут найти себе хорошее место в новом обществе. Из-за разного отношения к царствующим общественным принципам и из-за разного отношения к возможному изменению общества между Чацким и «фамусовским обществом» возникает конфликт, который не разрешается и в финале комедии.


Конфликт поколений продемонстрирован также в драме А.Н. Островского «Гроза». Весь город Калинов принято считать «темным царством», яркими представителями которого являются самодуры Кабаниха и Дикой. Привыкшие к тому, что все окружающие люди уважают их и подчиняются им, но ничего из себя не представляющие Кабаниха и Дикой негативно относятся к общественным переменам, так как они понимают, что в видоизмененном обществе им не будет места. Катерина, которую принято считать «лучиком света в темном царстве», выражает мысли нового поколения, приход к власти которого нежелателен для Кабанихи. По этой причине Кабаниха вступает в явный конфликт с Катериной, постоянно попрекая ее и давая различные наставления. А.Н. Островский, показывая, что «темное царство» и в особенности Кабаниха и Дикой живут в соответствии с устаревшими общественными принципами, которые уже требуют изменений, демонстрирует неизбежность конфликта между поколениями.

Сопоставляя комедию А.С. Грибоедова и драму А.Н. Островского, можно отметить одиночество представителей нового поколения. В «Горе от ума» нет ни одного действующего лица, которое бы поддержало Чацкого и выразило подобные мысли, его единомышленниками являются лишь некоторые внесценические персонажи. Катерина из «Грозы» также одинока, она чужда городу Калинову, ни от кого она не чувствует поддержки, даже от Бориса, в которого она была влюблена. Это говорит о том, что в обоих произведениях «век минувший» численно превосходит «век нынешний».

И в «Горе от ума», и в «Грозе» показано, что конфликт между поколениями рожден временем: историческое развитие требует не стоять на месте и идти вперед, избавляясь от общественных пороков. Однако из-за многочисленности «века минувшего» совершить действия по изменению общества далеко не просто. И А.С. Грибоедов, и А.Н. Островский показывают, что представители прошлого негативно относятся к возможности изменений, так как они, осознавая, что в измененном обществе они будут никем, боятся потерять все, что у них есть, и все, к чему они уже привыкли. И хоть Чацкому и Катерине не удается кардинальным образом изменить общественные принципы и установки, им удалось взбудоражить общество, заставить людей задуматься о нынешнем и будущем существовании.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Мотив «омертвления» души в русской литературе
  • Мотив философских споров в русской литературе
  • Конфликт представителей различных поколений в русской литературе
  • Мотив столкновения невежества и просвещенности в русской литературе