Кто Чацкий: «лишний» человек или личность, не нашедшая свое место в жизни? (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)


Кем же является Чацкий, герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», – «лишним» человеком или личностью, не нашедшей свое место в жизни? Вопрос весьма неоднозначный, споры относительно него в кругу критиков и литературоведов идут до сих пор. Выражу собственное мнение.

Чацкий не может быть так называемым «лишним» человеком, поскольку к данному литературному типу относятся только Онегин из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», Печорин из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и Обломов из романа И.А. Гончарова «Обломов». Чацкого часто называют «предвестником» «лишнего человека», но не самим «лишним человеком». Связано это с тем, что ни Онегин, ни Печорин, ни Обломов ничего не делают для того, чтобы изменить общество к лучшему, Чацкий же – герой активный, имеющий цель повлиять на фамусовское общество и устранить пороки российской действительности. И. А. Гончаров в своей критической статье «Мильон терзаний» утверждает, что Онегин и Печорин – «паразиты», «болезненные порождения отжившего века», в то время как с Чацкого, который «как личность несравненно выше и умнее Онегина и лермонтовского Печорина», «начинается новый век». «Лишние люди» разочарованы своей бесполезностью, в то время как финал грибоедовской комедии остается открытым и неизвестно, сможет ли Чацкий принести пользу обществу или он полностью разочаруется в нем и больше не будет предпринимать попыток изменить его.


Чацкий не похож на представителей фамусовского общества, наоборот, его мировоззрение противопоставлено позиции «века минувшего». Главного героя можно назвать «лишним» только среди фамусовского общества, однако к литературному типу «лишних людей» его причислить нельзя из-за социальной активность, которой лишены «лишние люди».

Но и назвать Чацкого личностью, не нашедшей свое место в жизни, проблематично, так как Чацкий нашел свое предназначение: обличать пороки «века минувшего» и бороться за общественные изменения. Главный герой выбирает служить не самому себе, обустраивая собственную жизнь, а служить обществу, служить делу. Чацкого устраивает та деятельность, которой он занимается, он понимает, что именно этого требует его сердце.

Чацкого можно назвать личностью, не нашедшей свое место в российском обществе. Он выражает мысли о требующихся в России изменениях не там, так как усилия повлиять на фамусовское общество, которое уже привыкло к жизни в соответствии с предрассудками прошлого, оказываются напрасными. Фамусовская Москва оказалась чуждой Чацкому, однако наличие в комедии внесценических персонажей с мировоззрением, похожим на мировоззрение Чацкого, указывает на то, что в России уже были люди, среди которых главный герой мог найти себе место. Чацкий нашел бы свое место в обществе в том случае, если бы нашел тайное общество, подобное тому, куда входили декабристы, воззрения которых во многом отразились в комедии А. С. Грибоедова. Только там Чацкого бы принимали и понимали. Только там он бы смог найти тот самый «уголок» для «оскорбленного чувства», который Чацкий отправился искать после случившегося в доме Фамусовых.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Что даёт основание рассматривать пьесу Грибоедова «Горе от ума» как трагикомедию?
  • Почему в комедии Грибоедова «Горе от ума» так много второстепенных персонажей?
  • Что позволило Салтыкову-Щедрину назвать Молчалина одной из самых страшных фигур русского общества? (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)
  • Почему Фамусов и Чацкий произносят самые большие и содержательные монологи в пьесе? (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)