Кто победил в идейном и нравственном споре: Раскольников или Соня? (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)


В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» особое внимание уделяется идейному и нравственному спору Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой. Кто же является победителем в этом споре?

Центральный персонаж создает собственную теорию, согласно которой все люди делятся на «обыкновенных» и «необыкновенных». Первые выступают как «строительный материал», они воспринимаются Раскольниковым, который до проверки теории на практике считал себя «особенным» человеком, «тварями дрожащими» и «вошью», через кровь которых «право имеющие» могут переступить ради всеобщего блага.

«Правда» Сонечки Мармеладовой основывается на вере в Бога. В отличие от Раскольникова, который, не желая мириться с общественной несправедливостью, совершает своеобразный бунт, когда проверяет свою теорию, Соня Мармеладова не бунтует, не восстает против Бога и смиренно переносит все испытания, которые встречаются на ее жизненном пути.


Ф.М. Достоевский всяческими способами доказывает мысль о несостоятельности теории Родиона Раскольникова. Добавляя в повествование принадлежащую Лужину теорию «целого кафтана», которая является доведенной до крайности теорией Раскольникова, и раскрывая образ Свидригайлова, который фактически реализует теорию Раскольникова в реальной жизни, автор указывает на жестокость теории центрального персонажа. То, что Раскольников негативно относится к Лужину и Свидригайлову, показывает, что сам Раскольников подсознательно не поддерживал ту теорию, в соответствии с которой хотел жить.

Ф.М. Достоевский не просто доказывает несостоятельность теории Раскольникова, он выражает собственную позицию относительно того, как нужно жить. И авторская позиция выражена в «правде» Сонечки Мармеладовой. Считающая себя грешницей за то, что она пошла по «желтому билету», Соня верит в то, что Бог простил ее, так как она совершила грех, чтобы помочь своей семье, находящейся в тяжелом положении.

Вкладывая в уста Сони Мармеладовой мысли о счастье человека через смирение и страдание, Ф.М. Достоевский выражает собственную позицию, развенчивая теорию Раскольникова. Сонечка уверена, что человек, который живет в соответствии с христианскими заповедями и евангельскими идеями, сможет обрести счастье, поскольку ему поможет Бог.

То, что Родион Раскольников постепенно осознает несостоятельность своей теории, отказывается от нее и уже на каторге самостоятельно просит у Сонечки Евангелие, которое по собственному желанию начинает изучать, говорит о том, что победителем в идейном и нравственном споре становится Соня Мармеладова, которая помогла Раскольникову встать на путь воскресения. После долгих внутренних терзаний, которые возникли после проверки теории о «право имеющих» и «тварях дрожащих», Раскольников встает на путь, о котором говорила Сонечка Мармеладова, главный герой выбирает те жизненные принципы, в соответствии с которыми она живет. «Правда» Сони побеждает теорию Раскольникова.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Почему Лужин наиболее антипатичен Раскольникову? (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Какова роль семьи в формировании личности Раскольникова? (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Как в романе Достоевского «Преступление и наказание» утверждается мысль о ценности человеческой жизни?
  • Почему теория Раскольникова привела героя к духовному кризису? (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)