Личность и государство в современной отечественной литературе


В современной отечественной литературе наблюдается обращение к проблеме личности и государства. Данная проблема находит отражение в рассказе Д.И. Рубиной «Любка» и в романе В.Г. Сорокина «День опричника».

В центре внимания рассказа Д.И. Рубиной «Любка» находятся сталинские времена. Писательница обращает читательское внимание на взаимоотношения государства и отдельной личности в эпоху правления Сталина. Ирина Михайловна является врачом, и автор неслучайно делает одну из главных героинь врачом, иллюстрируя тем самым так называемое «дело врачей-отравителей».

В повествовании говорится о том, что героиня в пятнадцатилетнем возрасте испытала сильный страх, когда «забрали отца – главврача госпиталя, хирурга, генерала – просто папу». Д.И. Рубина демонстрирует, что советским людям был свойственен страх за себя и своих близких, он был постоянным, он никогда не исчезал, он воспитывался с детского возраста. В рассказе показано, что опасения Ирины Михайловны не были напрасными, она испытывает «страх, сводящий внутренности», когда выходит статья под названием «Убийцы в белых халатах», в которой говорилось о том, что раскрыли заговор врачей. Автор показывает, что как только выходит статья, в больнице принимают решение уволить Ирину Михайловну, поскольку она была «той же нации, что эти врачи…отравители».

Д.И. Рубина демонстрирует реалии сталинской эпохи: из-за того что «врачи-отравители» были одной национальности, увольняли всех врачей такой национальности, соответственно, не было внимания к отдельной личности, люди воспринимались лишь как группы, одни из которых были угодными власти, а другие – неугодными.


В написанном в 2006 году романе В.Г. Сорокина «День опричника», в котором автор рисует время 2020-х годов, представлена монархическая Новая Россия при царе Василии Николаевиче, который продолжал политику Николая Платоновича, основавшего новую династию, взявшего в пример деятельность царя Ивана Грозного и вернувшего опричнину. Автор демонстрирует тоталитарный режим: каждый день кого-то казнят, избивают, насилуют, а опричники чувствуют свою безнаказанность.

Центральный герой Комяга, от лица которого и ведется повествование, утверждает: «Супротив опричнины никому не выстоять!». Наличие у главного героя-опричника слуги Федьки говорит о том, что в обществе вновь существует деление людей на сословия, при котором одни люди подчиняются другим и выступают в качестве слуг и даже рабов.

Рассказчик, говоря о том, что у людей есть выбор между двумя вариантами одного продукта (например, черный хлеб или белый хлеб, куриное яйцо или перепелиное яйцо), считает, что государь сделал «мудро», так как «выбирая из двух, народ покой душевный обретает, уверенностью в завтрашнем дне напитывается, лишней суеты беспокойной избегает, а следовательно – удовлетворяется».

Читатель видит, что государь, понимая, что люди, думающие, что у них есть право выбора, будут спокойны и не будут бунтовать, лишь делает видимость свободы выбора, которой на самом деле нет. В.Г. Сорокин показывает, что государство подминает под себя отдельные личности, желая удержать власть в своих руках.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Мысль семейная» в современной русской литературе
  • «Несостоявшиеся судьбы» в современной русской литературе
  • Диалог поколений в современной русской литературе
  • Военная тема в современной русской литературе