Лирические отступления в русской литературе


Многие отечественные писатели помещают в свои художественные произведения лирические отступления, выполняющие важные смысловые функции и выражающие авторские позиции. Лирические отступления наблюдаются в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» и в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин».

И «Мертвые души», и «Василий Теркин» являются лироэпическими произведениями: от эпического наблюдается внимание к действиям, а от лирического – ярко выраженная авторская позиция, в частности благодаря лирическим отступлениям.

В третьей главе гоголевской поэмы «Мертвые души» есть лирическое отступление об «оттенках и тонкостях нашего обращения». Автор говорит о том, что француз или немец будут общаться «и с миллионщиком, и с мелким табачным торгашом» одинаково, в то время как русский человек будет говорить с помещиком, у которого 200 душ, не так, как с помещиком, у которого уже 300 душ. В лирическом отступлении говорится о том, что «оттенки обращения» находятся в полной зависимости от того, сколькими душами владеет собеседник: чем больше душ у человека, тем больше к нему уважения. Н.В. Гоголь рассуждает о том, что манера общения человека будет зависеть от социального и материального положений его собеседника.

В главе «Кто стрелял?» поэмы А.Т. Твардовского уделяется внимание не только действиям центрального персонажа Василия Теркина, который выстрелил во вражеский самолет и сбил его, но и авторским размышлениям о войне. Данное лирическое отступление, которое представляет собой независимую композиционную часть, можно рассматривать отдельно. Автор, образно сравнивая «парнишек двадцати неполных лет», принимавших участие в войне, с гвоздями, которые вбили в землю, говорит о том, что участники военных событий, несмотря на страх смерти, спустя время перестали делать попытки убежать, осознав, что бежать во время защиты Родины нельзя.


И Н.В. Гоголь, и А.Т. Твардовский помещают данные лирические отступления не просто так, а с определенными целями.

Н.В. Гоголю было важно продемонстрировать такие пороки современного ему общества, как чинопочитание, лицемерие, угодничество, заискивание по отношению к более влиятельным людям и высокомерное отношение к менее влиятельным людям. Сравнивая порочного человека то с орлом, то с куропаткой, Н.В. Гоголь выражает собственное отношение к царствующим в обществе принципам: автор осуждает тех, кто высокомерен с одними и пресмыкается перед другими.

А.Т. Твардовский с помощью лирического отступления выражает собственную позицию: даже если страшно, даже если «смерть грохочет в перепонках», на войне нельзя бояться смерти, так как «смерть есть смерть» и она рано или поздно придет. А.Т. Твардовский, который работал над «Василием Теркиным» во время самой Великой Отечественной войны и поэму которого читали солдаты, дает этим солдатам совет: «Нет, боец, ничком молиться // Не годится на войне». Он говорит о том, что смерть нужно встречать «лицом к лицу», «плюнув» ей в «морду».

Авторы «Мертвых душ» и «Василия Теркина» рассуждают об отвлеченных от сюжета явлений, однако темами лирических отступлений становится то, что очень близко сюжетным линиям. Н.В. Гоголь обращается к темам чинопочитания, угодничества и лицемерия, поскольку его замысел заключался в демонстрации порочного общества. А.Т. Твардовский выражает свои мысли о подвигах на войне ценой собственной жизни не только с помощью образа смелого и храброго Василия Теркина, но и с помощью явных рассуждений о военных подвигах. Получается, что лирические отступления помогают писателям в раскрытии основных идей.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Герои, попадающие в чуждый дня них мир в русской литературе
  • Герои, испытывающие сомнения в русской литературе
  • Произведения с кольцевой композицией в русской литературе
  • Произведения, в которых используется прийом «рассказ в рассказе» в русской литературе