Миф и реальность в современной русской литературе


В современной русской литературе наблюдается соединение мифа и реальности. Многие писатели обращаются к мифологическим мотивам, но переосмысливают их в соответствии с современной действительностью. Слияние мифа и реальности можно увидеть в рассказе Л.С. Петрушевской «Медея» и в повести Н.В. Байтова «Суд Париса».

В рассказе Л.С. Петрушевской «Медея» показано тяжелое состояние отвозившего рассказчицу таксиста, который рассказал ей, что совсем недавно у него умерла четырнадцатилетняя дочь. В ходе повествования раскрываются детали этого события: таксист говорит о том, что его дочь «зверски убили». В финале произведения дается информация о том, что убийство совершила мать девочки.


Читатель предполагает такой исход событий, поскольку Л.С. Петрушевская дает своему рассказу название «Медея», тем самым отсылая к мифу о Медее, с образом которой тесно связана проблема детоубийства. Несмотря на то что в рассказе идет явная отсылка к мифу, описанная автором ситуация носит повседневный характер. То, что произошло в жизни таксиста, его жены и дочери, – к сожалению, является житейской историей.

Л.С. Петрушевская отражает реальную действительность, какой бы жестокой она ни была. Отсутствие имен у персонажей подчеркивает обыденность трагичности. Автор показывает, что жена таксиста убивает собственную дочь из-за сумасшествия, появившегося в результате нахождения в депрессии. Сам таксист признается, что он «от нее отдалился последний год», что ее он «совсем не любил, только дочку». И это в тот момент, когда ее «выгнали с работы» и она не могла никуда устроиться. Жена таксиста, сталкиваясь с трудностями по работе, не получает поддержки от мужа, в которой нуждается, что приводит к развитию депрессивного состояния. Потеряв возможность реализовать себя, не получив поддержки от мужа, героиня чувствует себя никчемной и ненужной обществу. Поэтому ненависть к оставившему ее мужу перерастает и в ненависть к дочери. Желая отомстить своему мужу, героиня убивает того, кто для него является самым значимым человеком, – их дочь. Таким образом, Л.С. Петрушевская, воплощая в образе жены таксиста архетип ревнивой, мстительной и жестокой женщины Медеи, показывает современную житейскую историю. Детоубийство – не только миф, но и жестокая реальность.

В повести Н.В. Байтова «Суд Париса» происходит обращение к мифу о том, как Парис был судьей в своеобразном конкурсе красоты между тремя богинями. Но ничего возвышенного и божественного в повести не описывается, перед главным героем Валерием Вениаминовичем, который стал тысячным покупателем, за что его и делают своеобразным судьей, стоит следующая задача: «Сейчас мы попросим вас, Валерий Вениаминович, быть судьей в конкурсе трех наших лучших продавщиц. Каждая из них проведет вас по всему салону, и вы должны будете оценить ее эрудицию и обаяние. И той, которая сумеет понравиться вам больше других, вы вручите приз нашей фирмы» - яблоко. Автор показывает, что то, что является мифом, происходит и в реальной действительности, уже в бытовом и обыденном плане.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Герои времени» в современной русской литературе
  • Глубины человеческой души в современной русской литературе
  • «Мысль народная» в современной русской литературе
  • Судьба «маленького человека» в современной русской литературе