Мир ребёнка в прозе одного из писателей XX – начала XXI в.


Многие писатели XX – начала XXI вв. обращались в своих художественных произведениях к детским проблемам. Мир ребенка продемонстрирован в рассказе «Уроки французского», написанном В.Г. Распутиным, который обращался к образам детей во многих своих произведениях.

Повествование в рассказе ведется от лица безымянного рассказчика, который вспоминает события из детства. Главному герою на момент описываемых событий было одиннадцать лет, он тогда учился в пятом классе. Несмотря на совсем юный возраст, нельзя сказать о том, что мировоззрение рассказчика было детским. Связано это с той эпохой, в которой он жил: в послевоенные времена главный герой был не единственным ребенком, столкнувшимся с жизненными трудностями. Автор показывает, что рассказчик в совсем юном возрасте столкнулся с совсем недетскими проблемами.


Рассказчик голодает не только из-за тяжелых времен, но и из-за того, что его тетя Надя, к которой отправила мальчика желавшая только лучшего мама, и ее дети воровали большинство продуктов, которые рассказчику отправляла из деревни мама. Однако главный герой ни разу не пожаловался своей матери, ни разу не сказал ей, что ему действительно трудно, поскольку он понимал, что эти слова только расстроят маму, которая в одиночку заботилась и материально содержала его и еще двоих детей. Рассказчик выбирает самостоятельно справляться с трудностями, не печаля близкого ему человека, который и так переживает за него. В поведении мальчика видна забота по отношению к матери.

В.Г. Распутин показывает, что одиннадцатилетний мальчик обладал такой же возможностью выбора, какой обладают все взрослые люди. Тяжелая жизненная ситуация могла толкнуть рассказчика стать вором или стать подобным Вадику и Птахе. Однако герой выбирает более честный путь: он не вливается в компанию Вадика, не крадет деньги, а получает их благодаря играм на деньги. Рассказчик отказывается от предложения учительницы Лидии Михайловны взять денег, он не хочет есть предложенную ей еду, поскольку он считает это все «подачками», а также понимает, что Лидия Михайловна не настольно богата, чтобы тратить свои деньги и еду на него. Это вновь подчеркивает самостоятельность рассказчика и нежелание перекладывать ответственность за собственную жизнь.

Образ Лидии Михайловны находится в центре повествования. Рассказчик описывает свои детские годы, чтобы рассказать о поступке учительницы. Именно глазами ребенка показана ситуация игры в «замеряшки». Читатель понимает, что рассказчик не поддерживает равнодушного к детским судьбам директора школы, который посчитал, что Лидия Михайловна совершила «преступление», «растление» и «совращение», рассказчик положительно относится к учительнице, которая пожертвовала собственной карьерой, чтобы помочь ему и преподать ему уроки доброты. В.Г. Распутин показывает, что эта история из детства навсегда запомнилась рассказчику, он вынес из нее много жизненных уроков, которые помогли ему в дальнейшей жизни.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тема обновления жизни в произведениях отечественной литературы второй половины ХХ – начала ХХI в.
  • Тема совести в отечественной литературе XX – начала XXI в.
  • Тема ответственности человека перед обществом в отечественной литературе второй половины XX – начала XXI в.
  • Тема служения добру в произведениях отечественной прозы второй половины ХХ – начала ХХI в.