Мир родной природы в лирике Тютчева


Основная тема лирики Ф.И. Тютчева – человек и природа. Автор стремится показать мир родной природы во всех его проявлениях. Это можно наблюдать в стихотворениях «Не то, что мните вы, природа», «Есть в осени первоначальной», «Люблю грозу в начале мая», «Как хорошо ты, о море ночное».

В первом стихотворении выражена авторская мысль о живости природы: «В ней есть душа, в ней есть свобода, // В ней есть любовь, в ней есть язык…». Поэт рисует образы необычайной природы, обращая внимание на те детали, которые многие люди не замечают в повседневной жизни: лучи, весна, леса, звезды, реки, леса, гроза, «лист и цвет на древе», которые не были «приклеены» садовником, дышащее солнце, морские волны, в которых чувствуется жизнь. Ф.И. Тютчев утверждает, что природа во всех ее проявлениях – «не слепок, не бездушный лик». Подчеркивая живость природы, автор указывает на то, что природа дружелюбна по отношению к человеку: «беседа дружеская» между человеком и грозой. Однако возможностью поговорить с природой, как отмечает поэт, обладают только те люди, которые осознают живость природы, волнующей и тревожащей их души.

Во втором стихотворении рисуются картины начальной осени, которые противопоставлены образам закончившегося лета и предстоящей зимы. Там, где летом «добрый серп гулял и падал колос», «теперь уж пусто все», «пустеет воздух, птиц не слышно боле», но в то же время «далеко еще до первых зимних бурь». Говоря об осени, Ф.И. Тютчев добавляет и образы других времен года, что помогает увидеть, что природа разнообразна, что явления во многом зависят от времени года. Поэт обращает внимание на положительные стороны осени: «Весь день стоит как бы хрустальный, // И лучезарны вечера…». Ф.И. Тютчев называет «первоначальную осень» «короткой, но дивной порой», отмечая «чистую и теплую лазурь», которая льется на «отдыхающее поле». Осень вновь противопоставляется веселому, шумному лету, при котором люди трудятся: осень, по мнению автора, является временем отдыха.


В третьем стихотворении наблюдаются следующие образы: резвящийся, играющий и грохочущий «весенний, первый гром», «небо голубое», «раскаты молодые», «перлы дождевые», золотящее нити солнце, «поток проворный», «птичий гам», «гам лесной», «шум нагорный». Ф.И. Тютчев обращает читательское внимание на детали, с которыми связан приход майской грозы. В стихотворении четко прослеживается авторская способность видеть красоту природу, любоваться незначительными пейзажными деталями, на которые многие люди чаще всего не обращают внимания.

В четвертом стихотворении поэт восторгается морем, которое приводит его в настоящее волнение: «Весь, как во сне, я потерян стою». Автор подчеркивает необычайность такого природного явления, как море, которое в одном месте «лучезарно», а в другом «сизо-темно». Море в стихотворении олицетворено: «В лунном сиянии, словно живое, // Ходит, и дышит, и блещет оно». Живость моря подчеркивается и такими выражениями: «блеск и движение, «волны несутся, гремя и сверкая», «чуткие звезды глядят с высоты».

Таким образом, природа в лирике Ф.И. Тютчева жива и разнообразна, поэт обращает внимание на невзрачные на первый взгляд явления, на которые многие люди часто не обращают внимания. Автор учит читателей видеть красоту природы.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Драматизм звучания лирики Тютчева
  • В чем, по-вашему, «таинственная прелесть» лирической поэзии Тютчева?
  • Что придаёт теме любви в лирике Тютчева трагическое звучание?
  • Какую роль в поэзии Тютчева играет приём противопоставления?