Можно ли назвать лирику Фета образцом «чистого искусства» и почему?


А.А. Фет в своих лирических произведениях не обращался к злободневным проблемам общества. Поэт не проводил связь между литературой и общественными процессами. Из этого следует, что А.А. Фета можно назвать сторонником «чистого искусства». Поэт считал, что в поэзии не должны подниматься общественные проблемы, что искусство должно быть «ради искусства». И.С. Тургенев назвал А.А. Фета «жрецом чистого искусства», что позволяет сказать о том, что фетовская лирика служит образцом «чистого искусства».

«Одним толчком согнать ладью живую» – стихотворение, в котором отобразилось авторское видение относительно «признака и венца» «избранного певца». А.А. Фет считает, что поэт должен ставить перед собой следующие цели: «Учуять ветр с цветущих берегов, // Тоскливый сон прервать единым звуком», «Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам», «Шепнуть о том, пред чем язык немеет, // Усилить бой бестрепетных сердец». В стихотворении выражается мысль о том, что поэт должен изображать красоту момента, с помощью образов природы передавать внутренние ощущения людей.

В стихотворении «Шепот, робкое дыханье» происходит обращение к образам природы, с помощью которых демонстрируются чувства двух возлюбленных на ночном свидании. Поэт описывает движения вокруг возлюбленных, звуки и цвета: «трели соловья», «серебро и колыханье сонного ручья», «свет ночной, ночные тени», «в дымных тучках пурпур розы, // отблеск янтаря», «заря». Все эти образы помогают передать волнение и восторг возлюбленных. Эти чувства также передаются при помощи следующих средств: «шепот, робкое дыханье», «ряд волшебных изменений // милого лица», «и лобзания, и слезы». А.А. Фет не поднимает в стихотворении общественных проблем, он обращается к двум «вечным» темам: природы и любви.


Стихотворение «Это утро, радость эта» отличается тем, что в нем отсутствуют глаголы, обозначающие действия, а все лирическое произведение представляет собой одно сложное предложение, состоящее из множества назывных предложений. Однако и именные части речи позволяют продемонстрировать динамику, присущую природе: «мощь и дня и света», «крик и вереницы», «говор вод», «зык и свист», «вздох ночной селенья», «ночь без сна», «дробь» и «трели». А.А. Фет описывают природу в ее динамичном развитии: день сменяет утро, насекомые и птицы летают и издают различные звуки, деревья и реки также «говорят». Поэт демонстрирует красоту природы, подчеркивая ее разнообразные проявления.

В стихотворении «Я пришел к тебе с приветом» показано, что лирический герой чувствует, как на него «весельем веет», когда он наблюдает за тем, как «солнце встало», как «оно горячим светом // по листам затрепетало», как «лес проснулся», «каждой птицей встрепенулся // и весенней полон жаждой». Поэт вновь демонстрирует красоту природы, ее положительное воздействие на душу человека.

Таким образом, А.А. Фет в своей поэзии обращается не к общественным проблемам, а к демонстрации красоты момента, восхищаясь природой в разных ее проявлениях и через нее выражая чувства лирических героев.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Почему Фет считал природу средством исцеления «скорбящей души»?
  • Как лирика Фета подтверждает мысль о том, что цель поэзии – в «уловлении неуловимого»?
  • Как в поэзии Фета представлен мир природы?
  • Тема красоты в поэзии Фета