Можно ли пьесу Островского «Гроза» назвать трагедией и почему?


Сам А.Н. Островский свою пьесу «Грозу» назвал драмой. Можно ли ее все же назвать трагедией?

Главная героиня Катерина с детства росла в любви и со знанием того, что такое как внешняя, так и внутренняя свобода. Жизнь Катерины меняется кардинальным образом, когда она после заключения брака с Тихоном переезжает в город Калинов и оказывается в семье Кабановых. Главная героиня была чужда как новой семье, так и всему городу. Катерина нравственно чище всех жителей Калинова, которые привыкли либо мириться с несправедливостью со стороны властвующих самодуров, либо приспосабливаться к ней. Никто не понял Катерины, она осталась в полном одиночестве, даже Борис, которого она искренне полюбила, в итоге оставил ее наедине с собственными проблемами. То, что прекрасная душой Катерина была вынуждена столкнуться с «темным царством» с его «жестокими нравами», по-настоящему трагично.

А.Н. Островский показывает, что Катерина существует в действительно ужасные времена. Руководствуясь домостроевскими принципами, Катерина выходит замуж за человека, которого даже не любит. Главная героиня столкнулась с притеснениями со стороны свекрови Кабанихи, которая являлась яркой представительницей самодурства «темного царства». Катерина пытается полюбить своего законного мужа Тихона, однако она не может пойти против самой себя. Главная героиня влюбляется в Бориса, однако тот не испытывает к ней такого же большого чувства, поскольку отказывается брать ее с собой в Сибирь. Разве не трагична судьба Катерины, сталкивающейся все с новыми и новыми трудностями в жизни? Разве не трагична жизнь главной героини, которая была вынуждена жить несвободно, хотя ее главной жизненной ценностью была свобода?


Противопоставляя Катерину «темному царству», А.Н. Островский демонстрирует неразрешимый конфликт. Попрощавшись с Борисом, Катерина размышляет о том, как ей жить дальше. Она по-настоящему ужасается, когда думает о том, что ее могут найти и привести обратно в дом Кабановых. Главная героиня больше не хочет жить так, как прежде, но новая жизнь для нее закрыта. Понимая, что лучше погибнуть, чем жить среди «темного царства», Катерина совершает самоубийство. Гибель главной героини, конфликтующей с обществом, можно назвать признаком трагедии.

Однако образ Катерины, как и сама пьеса «Гроза», воспринимались литературными критиками, исследователями и обычными читателями по-разному. Если рассматривать самоубийство Катерины как проявление слабости характера, то трагедийный смысл теряется. Даже если рассматривать самоубийство Катерины как бунт против «темного царства», как проявление силы характера главной героини, можно опустить трагедийный смысл, так как Катерина, выступив против «темного царства», начала противостояние, разрушила привычные устои жизни города Калинова. Изменения в обществе, при которых власть самодуров Кабанихи и Дикого окажется свержена, будут совсем скоро, поэтому гибель Катерины – это не трагедия, а начало чего-то нового, необходимого для борьбы за лучшее будущее.

Таким образом, жанровая принадлежность пьесы А.Н. Островского «Гроза» неоднозначна и спорна; ее можно назвать и драмой, и трагедией, все зависит только от трактовки образа Катерины и пьесы в целом.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Кто из персонажей пьесы Островского «Гроза» вам наиболее антипатичен и почему?
  • Характер какого персонажа пьесы Островского «Гроза» кажется вам наиболее ярким, реалистичным и почему?
  • Что мешает самодурам в пьесе Островского «Гроза» чувствовать себя полноправными хозяевами жизни?
  • Какие детали, характеризующие «темное царство» в пьесе Островского «Гроза», кажутся вам наиболее выразительными и почему?