Можно ли утверждать, что в пьесе Островского «Гроза» царству «самодуров» противостоит молодое поколение, и почему?


В драме А.Н. Островского «Гроза» показано, что «самодуры» Кабаниха и Дикой, относящиеся к «темному царству», являются представителями старшего поколения, которые живут в соответствии с домостроевскими принципами. Но если одна из конфликтующих сторон – это старшее поколение, можно ли утверждать, что Кабанихе и Дикому противостоит молодое поколение?

Катерина – представительница молодого поколения. В драме продемонстрирован яркий конфликт между Катериной и Кабанихой. Представления главной героини о счастливой жизни отличаются от представлений Кабанихи. Катерина привыкла к свободе, поэтому ее угнетает обстановка в доме Кабановых, где Тихон и Варвара подчиняются Кабанихе. Именно Катерина своим самоубийством ломает привычный образ жизни «темного царства», дает Кабанихе и Дикому понять, что их власти скоро придет конец.

Но то, что Катерина является представительницей молодого поколения, еще не значит, что все поколение вступает в конфликт с «самодурами» Кабанихой и Диким. Молодыми людьми являются и Тихон с Борисом, и Варвара с Кудряшом. Если Катерину можно назвать бунтующей, то этих персонажей такими назвать нельзя.

Варвара и Кудряш – это приспособившиеся люди, которые научились сосуществовать с «самодурами», получая собственную выгоду без конфликта с ними.


Тихон и Борис – это смирившиеся люди, которые подчиняются власти «самодуров» и ничего не делают для того, чтобы пойти против личной и общественной несправедливости. Смирившиеся Тихон и Борис увеличивают силы Кабанихи и Дикого, которые убеждаются в своей безнаказанности, а приспособившиеся Варвара и Кудряш, не борясь с «самодурами», продолжают давать им право на безнаказанное существование.

Получается, что Тихон и Борис, Варвара и Кудряш входят в число представителей «темного царства». Они не поддерживают принципы Кабанихи и Дикого, но ничего не делают для того, чтобы искоренить их и изменить общество к лучшему. Автор показывает, что мало осознавать неправильность жизненной позиции «самодуров», нужно восстать против несправедливости, а не мириться с ней или приспосабливаться к ней.

В финале драмы показано, как Тихон, видя тело совершившей самоубийство Катерины, обвиняет в произошедшем собственную мать: «Маменька, вы ее погубили! вы, вы, вы...». Здесь виден своеобразный бунт Тихона. И читатель задумывается над тем, что борьба с «самодурами» только начинается, раз даже смирившийся Тихон выступает против собственной матери. Однако слова Тихона, которыми завершается вся драма («Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»), демонстрирует, что у Тихона нет внутренней силы для того, чтобы бороться с «самодурами», и он сам признается в этом бессилии. Обвинения в сторону матери – это, вероятнее всего, отчаяние в минуту потрясений, которое больше не проявится.

Таким образом, все молодое поколение нельзя назвать бунтующим против «самодуров» Кабанихи и Дикого, которые ощущают свою власть благодаря смирению Тихона и Бориса и приспособленчеству Варвары и Кудряша.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Кто из героев пьесы Островского «Гроза» кажется вам выразителем авторской позиции и почему?
  • В чем своеобразие конфликта пьесы Островского «Гроза»?
  • Гибель Катерины – сознательный протест против калиновского мира или жест отчаяния? (по пьесе Островского «Гроза»)
  • Как авторская позиция проявляется в финале пьесы Островского «Гроза»?