Что позволило Салтыкову-Щедрину назвать Молчалина одной из самых страшных фигур русского общества? (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)


М.Е. Салтыков-Щедрин в 1878 году пишет книгу «В среде умеренности и аккуратности», в которую входил цикл «Господа Молчалины». Обращаясь к образу героя комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», писатель выражает мысль о том, что Молчалин – одна из самых страшных фигур русского общества.

К такому выводу автора книги приводит то, что Молчалину, по его мнению, удастся осуществить все свои цели. М.Е. Салтыков-Щедрин показывает, что Молчалин, как и хотел, дошел «до степеней известных». Писатель показывает, что ситуация, произошедшая в доме Фамусовых, когда глава семейства узнал о том, что Софья влюблена в Молчалина, в то время как он даже не любил ее, никоим образом не изменила существование героя, что он нашел другие способы для того, чтобы добиться своих корыстных целей. В этом заключается доказательство того, что Молчалин – одна из самых страшных фигур всего общества: что можно говорить о русском обществе, если безнравственные и корыстные люди добиваются расположения и высокого социального статуса, пользуясь любыми методами и средствами?


Молчалин опасен тем, что он думает лишь о собственном существовании. Живущий по отцовскому наказу прислуживать всем окружающим людям ради достижения своих целей Молчалин является эгоистом с самого детства. Эгоизм одного человека сам по себе не может принести пользу всему обществу. Думая лишь о достижении своих корыстных целей, Молчалин не думает об общественном развитии, ему нет дела до изменения общества к лучшему. Он никогда не станет бороться с фамусовским обществом, поскольку только при условии царствования «века минувшего» ему удастся осуществлять все желаемое, прислуживая высокопоставленным лицам и лебезя перед ними. Ради достижения своих целей, связанных с обретением высокого социального и материального положения, такие, как Молчалин, готовы пойти на все. И если в комедии А.С. Грибоедова показано, как Молчалин ради карьеры пользуется любовными чувствами Софьи, притворяясь влюбленным в нее, то возникает вопрос: на что еще готовы Молчалины?

Без Молчалиных Фамусовы не осознавали бы своей вседозволенности и власти. Несправедливость, царившая в обществе времен Фамусовых, поддерживалась бездействием и молчаливостью Молчалиных. Герой грибоедовской комедии прислуживает Фамусову, не выражая собственного мнения, в результате чего уверенность Фамусовых и ему подобных в том, что они правы, постоянно растет. И Молчалин, и Чацкий – молодые люди, однако они совершенно по-разному мыслят, и именно Молчалины мешали Чацким бороться с «веком минувшим». Молчалины исполняют приказы Фамусовых, даже не задумываясь о правильности или неправильности этих приказов, поскольку они думали не обо всем российском обществе, а лишь о себе. Молчалины не хотят ничего менять в обществе, в котором они чувствуют себя комфортно, в котором они могут добиваться своих целей. Они не только не борются против фамусовского общества, но и стопорят все развитие, не позволяя Чацким идти вперед.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Что даёт основание рассматривать пьесу Грибоедова «Горе от ума» как трагикомедию?
  • Почему в комедии Грибоедова «Горе от ума» так много второстепенных персонажей?
  • Почему Фамусов и Чацкий произносят самые большие и содержательные монологи в пьесе? (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)
  • Кто Чацкий: «лишний» человек или личность, не нашедшая свое место в жизни? (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)