Московские мотивы в русской литературе второй половины XX - начала XXI в.


В русской литературе второй половины XX – начала XXI вв. неслучайно прослеживаются московские мотивы, так как в 1918 году Москва вновь стала столицей, которой остается по сей день. Московские мотивы можно наблюдать в стихотворении Е.А. Евтушенко «Москва поверила моим слезам» и в романе Р.В. Сенчина «Московские тени».

Лирический герой стихотворения Е.А. Евтушенко «Москва поверила моим слезам» вспоминает случай, когда он, потерявший карточку на хлеб, совершенно случайно оказался рядом со «старушкой стриженой», которая со словами «Хотя б за мертвого поешь» отдала ему карточку своего умершего мужа. Лирический герой, говоря о том, что он получил карточку, когда она ему была так нужна, чтобы не умереть от голода, утверждает: «Москва поверила моим слезам». Лирический герой признается, что после этого он «ее слезам навек поверил сам». Он сострадает «женской Москве», которая «по-деревенски выла», будучи «бесчисленных солдат своих вдова». Лирический герой, вспоминая те тяжелые для всей страны времена, указывает на то, что он опять «что-то» потерял. С помощью риторического вопроса, помещенного в финал стихотворения, автор показывает, что он искренне надеется на то, что Москва вновь поверит его слезам.


В «Московских тенях», написанном Р.В. Сенчиным романе, Москва и ее жители представлены нелицеприятно. Автор обращает читательское внимание на спальные районы, из которых, по его мнению, и состоит Москва. В романе показано, что людям слишком тесно в Москве из-за перенаселенности. В повествовании отмечается, что дворы забиты машинами, «ходить тесно», «в супермаркете вечно очереди». Р.В. Сенчин описывает расположенные друг за другом «высоченные дома» с «тысячами окон», из-за чего один из персонажей постоянно тратил время на поиск своего дома, путаясь в «домах-близнецах». В романе показано, что москвичи никогда не могли побыть наедине с собой, что в Москве царствуют «толкотня, давка, суета, шум», которые «везде достанут», от которых невозможно спрятаться. Р.В. Сенчин обращает читательское внимание на то, что москвичи постоянно куда-то спешат, однако из-за постоянных пробок и очередей они только попусту тратят свое время. Автор указывает на то, что жители столицы просто «заросли ежедневностью». Постоянно работая, москвичи лишают себя времени на любовь, семью, дружбу, путешествия, творчество, хобби. Даже те люди, которые имеют семьи, одиноки, поскольку эгоистичны. Типичный москвич, как показано в романе, является «безвольным, размякшим, дряблым» человеком, у которого нет истинного смысла жизни, которому «нечем особенно дорожить, нечего защищать, охранять в себе и беречь». Несмотря на внешнюю удовлетворительность жизни, москвичи не чувствуют счастья, они равнодушно влачат свое пустое существование.

Таким образом, в русской литературе второй половины XX – начала XXI вв. Москва изображается по-разному, Е.А. Евтушенко и Р.В. Сенчин выражают собственное отношение к Москве.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тема поисков счастья в отечественной литературе XX – начала XXI в.
  • Как раскрывается тема взаимоотношений человека и природы в русской литературе второй половины XX - начала XXI в.?
  • Нравственные поиски героя в русской литературе второй половины XX - начала XXI в.
  • Образ Петербурга в русской литературе второй половины XX - начала XXI в.