Мотив дороги в русской литературе


Во многих художественных произведениях отечественных писателей наблюдается мотив дороги. К таким произведениям можно отнести роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин», роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».

В начале повествования А.С. Пушкин в «Евгении Онегине» описывает Петербург и жизнь Онегина, типичного представителя светского общества, в нем. Когда умирает дядя Онегина, он перебирается в деревню, в то имение, которое досталось ему в наследство от дяди. Вскоре между Онегиным и Ленский происходит дуэль, которая закончилась для Ленского трагично. Онегин вновь отправляется в дорогу: «по отдаленным сторонам, куда не зная точно сам». После путешествия Онегин приезжает в Москву, где он встречает Татьяну Ларину, которая также проделала путь из деревни в Москву.

Главы лермонтовского «Героя нашего времени» представлены как отдельные эпизоды из жизни Григория Александровича Печорина. Если расставить все сюжетные элементы в хронологическом порядке, то герой романа проделывает следующий путь: в главе «Тамань» показано, что по дороге в действующий отряд Печорин остановился в Тамани; в главе «Княжна Мери» описываются приключения Печорина в Пятигорске, откуда он переезжает в Кисловодск; в главе «Фаталист» описывается жизнь Печорина в казачьей станице, куда он отправился из крепости; в главе «Бэла» показано, что Печорин служит в крепости на Кавказе; в главе «Максим Максимыч» продемонстрирована встреча Печорина с Максимом Максимычем во Владикавказе, где главный герой остановился по дороге в Персию; в «Предисловии к «Журналу Печорина»» говорится о том, что Печорин умер по дороге из Персии.


В тургеневском романе лейтмотив дороги, как и вся кольцевая композиция, замкнут. Сначала Базаров оказывается в Марьино, имении Кирсановых, затем он отправляется в Никольское, имение Одинцовой, после он отправляется в родительский дом. Затем И.С. Тургенев отправляет своего героя по такому же кругу уже во второй раз. Базаров не остается на одном месте долго, он находится в постоянном движении.

Мотив дороги во всех трех произведениях использован не просто так, а с определенными целями. Авторам удалось с помощью данного мотива раскрыть внутренний мир персонажей, подчеркнуть их нахождение в конфликте с самим собой. Показывая смену местоположений, А.С. Пушкин указывает на стремление Онегина найти себя, а также демонстрирует происходящие внутри героя изменения. Постоянное нахождение Печорина в дороге становится символичным, М.Ю. Лермонтов подчеркивает постоянное нахождение Печорина в поисках себя, предназначения и смысла жизни. И.С. Тургенев проводит Базарова по кругу «Марьино – Никольское – родительский дом» дважды не случайно: приезжая к тем же людям и оказываясь в схожих ситуациях, Базаров ведет себя по-разному; автору было важно продемонстрировать сомнения главного героя, его внутренние изменения, которые подчеркивают несостоятельность нигилизма Базарова.

И Онегин, и Печорин, и Базаров находятся не только в постоянном физическом движении, но и в постоянном внутреннем движении. Они сталкиваются с реальной действительностью, сомневаются в себе и своих взглядах по поводу окружающего мира и находятся в постоянном стремлении найти себя. С помощью образа дороги подчеркивается внутренний конфликт Онегина, Печорина и Базарова. Мятущиеся герои в пушкинском романе в стихах, в лермонтовском романе и в тургеневском романе постоянно находятся в движении, в дороге, которая становится символичным отражением их внутренних переживаний или изменений.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тема гражданской войны в русской литературе
  • Мотив сна в русской литературе
  • Мотив встречи в русской литературе
  • Мотив слухов в русской литературе