Мотив дуэли/поединка в русской литературе


Во многих художественных произведениях отечественных писателей прослеживается мотив дуэли или поединка. Так, дуэль проходит между героями романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и между героями романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

В «Евгении Онегине» продемонстрирована дуэль между Онегиным и Ленским. Вызов на дуэль принадлежит Ленскому. Причина дуэли заключается в том, что Ленский оскорбился тем, что Онегин на балу у Лариных начал ухаживать за Ольгой, в которую был влюблен Ленский. В отличие от Ленского, который находился в переживаниях, Онегин перед дуэлью был весьма спокоен, так как он «спал мертвым сном» и даже чуть не проспал дуэль. На дуэли Онегин мог принести Ленскому свои извинения и предотвратить дуэль, однако он этого не сделал из-за «общественного мнения», так как секундантом Ленского был «речистый» «сплетник» Зарецкий. Результатом дуэли стала гибель Ленского.

В «Герое нашего времени» изображена дуэль между Печориным и Грушницким. Вызывает на дуэль первый. Причиной дуэли является то, что Печорин узнал, что обиженный тем, что княжна Мэри влюблена не в него, а в Григория Александровича, Грушницкий стал распускать слухи о том, что Печорин тайно посещает княжну Мери по ночам. Перед дуэлью Печорин не может заснуть, что говорит о его внутренних переживаниях. Во время дуэли главный герой раскрывает тайный сговор Грушницкого и драгунского капитана и стреляет в Грушницкого, в результате чего тот падает со скалы и погибает.


Довольно интересно сравнение результатов дуэлей между персонажами разных произведений. На первый взгляд, результаты одинаковы: главные герои остались в живых, а их соперники погибли. Однако Онегин не смог спокойно отнестись к тому, что он убил Ленского, с которым он проводил много времени, его душа после этого начала искать способы возрождения. Печорин же не перестал разрушать человеческие судьбы, так как после дуэли с Грушницким происходили действия, описанные в главах «Бэла», «Максим Максимыч». Дуэль стала очередным разочарованием Печорина в собственном существовании.

Дуэль помогает в раскрытии не только главных, но и второстепенных персонажей. Если в пушкинском романе в стихах показана дуэль между центральным персонажем и положительным героем, смерть которого вызвала у читателя жалость, то в лермонтовском романе показана дуэль между центральным персонажем и отрицательным героем, смерть которого воспринимается читателем как возмездие за желание посмеяться над Печориным. Дуэль в «Евгении Онегине» подчеркивает любовные чувства Ленского к Ольге, ревность к которой и толкнула Ленского на поединок, а дуэль в «Герое нашего времени» подчеркивает порочность и безнравственность Грушницкого.

Разница между дуэлями заключена в том, что Онегин и Ленский проводили дуэль по всем существующим тогда законам, а дуэль между Печориным и Грушницким первоначально планировалась незаконно: Грушницкий и драгунский капитан хотели не заряжать пистолет Печорина, чтобы выставить его трусом.

Если повод дуэли между Печориным и Грушницким весьма серьезен, так как Грушницкий своими слухами порочил честь княжны Мери, то повод дуэли между Онегиным и Ленским нельзя назвать серьезным, так как в Ленском, прежде всего, взыграла ревность. В «Евгении Онегине» вызов на дуэль принадлежит не главному герою, а в «Герое нашего времени» вызов, наоборот, принадлежит главному герою. Фактически дуэль Онегина и Ленского можно было предотвратить, чего не сделал Онегин из-за «общественного мнения», но предотвратить можно было и дуэль между Печориным и Грушницким, если бы Грушницкий извинился перед Печориным.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Мотив нравственного выбора в русской литературе
  • Мотив песни в русской литературе
  • Мотив взяточничества в русской литературе
  • Мотив воспоминания о былой любви в русской литературе