Мотив молитвы, обращения к Богу в русской литературе


Во многих художественных произведениях отечественных писателей наблюдается мотив обращения к Богу. Данный мотив прослеживается в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник», в рассказе А.П. Чехова «Студент», в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

В рассказе «Чистый понедельник» показано, что представительница светского общества в итоге прекращает свои метания от мира плоти к миру души: она полностью отказывается от светского образа жизни, который вела до этого, и выбирает религиозное служение, отправившись в монастырь. В религиозный праздник – в Чистый понедельник – героиня отправляется на послушание, а спустя два года рассказчик видит ее в Марфо-Мариинской обители, где героиня находится в гармонии с самой собой, чего ей не хватало, когда она вела светский образ жизни, который тяготил ее.

В рассказе «Студент» показано, что центральный персонаж Иван Великопольский – студент духовной академии и сын дьячка, однако обращение к Богу произошло только тогда, когда он, возвращаясь с охоты в страстную пятницу, увидел костер, который напомнил ему евангельскую историю о Петре. Сравнивая себя с бессознательно отрекшемся от Иисуса Петром, который так же, как и он, грел руки у костра, Иван Великопольский осознает свою греховность, после чего он встает на истинный путь: он переходит от материальной жизни к жизни духовной. А.П. Чехов, вначале повествования представляя студента как человека, отошедшего от Бога, показывает, что Иван Великопольский возвращается к вере и к Богу.


Бунинская Она и чеховский Иван Великопольский схожи тем, что обращение к Богу помогает им обрести гармонию с собой и стать счастливыми.

В романе «Преступление и наказание» религиозные мотивы в первую очередь связаны с образом Сонечки Мармеладовой, которая является глубоко верующим человеком. Сохранить силу духа и нравственное начало, несмотря на физическую греховность, героине помогла именно вера в Бога. Обращается к Богу и Родион Раскольников, однако это происходит только тогда, когда он находится на каторге. В эпилоге показано, что центральный персонаж по собственному желанию просит у Сони Евангелие. Автор показывает, что Раскольников, которого другие заключенные не любили за то, что он «безбожник» и не верует в Бога, осознал, что только вера в Бога и приятие христианских идей поможет ему избавиться от непонятости окружающими людьми, поможет соединиться с другими людьми. В самом романе нет указания на то, что Раскольников полностью возродился, автор демонстрирует, что главный герой только встал на путь возрождения. Ф.М. Достоевский намекает на то, что «история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его» невозможна без обращения к Богу.

Во всех трех произведениях поднимается проблема преображения. Однако у каждого персонажа своя степень преображения благодаря обращению к Богу. В рассказе «Чистый понедельник» продемонстрировано, что героиня еще до описываемых событий задумывалась об уходе в монастырь, а само повествование посвящено конкретному действию по изменению жизни и счастливой жизни героини в монастыре. В рассказе «Студент» показан сам эпизод обращения Ивана Великопольского к Богу, который изменил его мировоззрение. В романе «Преступление и наказание» же момент обращения Раскольникова к Богу показан только в эпилоге. Если бунинская Она и чеховский студент уже переродились, то Раскольников только встает на путь перерождения. Если героине «Чистого понедельника» и герою «Студента» уже открылись жизненные истины, то Раскольникову только предстоит их открыть, причем только при условии, что он не откажется от Бога и от веры.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Мотив размышления о книгах в русской литературе
  • Связь любовных и социальных мотивов в русской литературе
  • Образ государя (государыни) в русской литературе
  • Быт и нравы дворянства в русской литературе