Мотив нравственного выбора в русской литературе


Во многих художественных произведениях отечественных писателей наблюдается мотив нравственного выбора. К таким произведениям относятся повесть В.В. Быкова «Сотников» и роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

В обоих произведениях есть два ярких персонажа, которые находятся перед нравственным выбором: в повести «Сотников» – Сотников и Рыбак, а в романе «Мастер и Маргарита» – Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат. Разница заключается в том, что Сотников и Рыбак оказываются в абсолютно одинаковых условиях, а Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат оказываются перед разными нравственными выборами.

И В.В. Быков, и М.А. Булгаков раскрывают образы тех персонажей, которые выбирают тот вариант, который поддерживается автором. Партизан Сотников, пойманный полицаями, оказался перед нравственным выбором: сдаться полицаям, перейти на их сторону и рассказать нужную им информацию о военном задании, тем самым предав Родину и самого себя, или остаться верным Родине и самому себе, пожертвовав собственной жизнью. Сотников долго не думает о своем решении, можно сказать, что он даже и не думал о предательстве Родины. Герой был готов отдать свою жизнь ради Отчизны, что он в итоге и сделал, нисколько не жалея перед смертью о своем решении. Иешуа Га-Ноцри оказывается перед нравственным выбором, когда находится на допросе у прокуратора Иудеи: соврать в том, что он ничего не говорил про власть, на что намекал ему прокуратор Иудеи Понтий Пилат, или сказать правду и раскрыть собственные убеждения. Иешуа Га-Ноцри даже не думал о том, чтобы соврать. Бродяга-философ не хотел обманывать прокуратора и самого себя, не хотел отказываться от собственных слов и убеждений, поэтому он сказал правду, что и стало основанием для казни Иешуа Га-Ноцри. Получается, что В.В. Быков и М.А. Булгаков показывают, что герои, имея возможность выбрать из нравственного и безнравственного варианта, даже не думают о том, чтобы выбрать безнравственный вариант, они сразу же принимают решение поступить в соответствии с собственными жизненными убеждениями. И Сотников, и Иешуа Га-Ноцри готовы пожертвовать жизнями ради собственных убеждений, что они и делают в реальной жизни. Авторы «Сотникова» и «Мастера и Маргариты» уважают поступки своих героев, выражая мысль о том, что человек всегда должен поступать в соответствии с нравственностью, к каким бы результатам это ни привело.


Также В.В. Быков и М.А. Булгаков демонстрируют, что другие герои выбирают безнравственный вариант. Партизан Рыбак, который оказался в той же ситуации, что и Сотников, выбирает вариант, противоположный выбранному Сотниковым. Он соглашается поделиться нужной полицаям военной информацией, переходит на их сторону, думая о том, что потом сможет сбежать, и тем самым освобождает себя от смерти, которую с достоинством встретил Сотников. Понтий Пилат оказывается перед следующим нравственным выбором: отпустить Иешуа Га-Ноцри, признав его невиновность, или признать виновность бродяги-философа. От решения зависела карьера Понтия Пилата, так как отпустить обвиненного в преступлении против кесаря обозначало лишение должности. Автор показывает, что Понтий Пилат на самом деле не хочет приговаривать Иешуа Га-Ноцри к смерти, однако боязнь потерять свою должность оказывается сильнее сострадания к бродяге-философу: Понтий Пилат признает Иешуа Га-Ноцри виновным.

И В.В. Быков, и М.А. Булгаков демонстрируют, что оба персонажа, выбравшие безнравственный вариант, начинают испытывать угрызения совести. Рыбак пытался повеситься, однако у него ничего не вышло, а Понтий Пилат получил наказание вечной жизнью, при которой он постоянно обвинял самого себя в трусости и малодушии.

Однако авторская позиция относительно данных персонажей различна: В.В. Быков не дает Рыбаку совершить самоубийство, чтобы тот продолжил жить и мучиться, находясь в постоянных угрызениях совести, а М.А. Булгаков в финале романа освобождает раскаявшегося в собственном поступке Понтия Пилата от наказания.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Мотив дуэли/поединка в русской литературе
  • Мотив песни в русской литературе
  • Мотив взяточничества в русской литературе
  • Мотив воспоминания о былой любви в русской литературе