Мотив «омертвления» души в русской литературе


Во многих художественных произведениях отечественных писателей наблюдается мотив «омертвления» души. К таким произведениям относятся поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души», рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», повесть Н.В. Гоголя «Портрет».

Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» носит весьма символичное название. Оно говорит не только и не столько об умерших крестьянах, которых скупает Чичиков, сколько о «мертвых» душах помещиков и чиновников. Несмотря на физическую «живость», помещики и чиновники уже давно мертвы, поскольку внутренне они пусты, поскольку они ведут бесцельное и бессмысленное существование. Примечательно, что Н.В. Гоголь описывает умерших крестьян, души которых планирует купить Чичиков, как живых людей со своими отличительными особенностями. Помещики же, которых посещает Чичиков, похожи друг на друга, они отличаются только степенью «омертвления». Автор отправляет Чичикова к помещикам в определенной последовательности неслучайно, ему было важно показать от меньшей деградации к большей: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин – каждый последующий помещик хуже предыдущего. Именно они являются настоящими мертвыми душами. Такими же мертвыми душами являются чиновники. В главе о капитане Копейкине при описании бала фигурируют только фраки, мундиры, головные уборы, ленты, нет ни одного описания лица человека.


В рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» выражается мысль о том, что господин из Сан-Франциско был мертв еще до физической смерти, произошедшей во время путешествия. На это указывают рассуждения о том, что до путешествия господин из Сан-Франциско за свои 58 лет «не жил, а лишь существовал», что, собираясь в путешествие, он только «приступал к жизни», возлагая большие надежды на будущее. И.А. Бунин показал, что господин из Сан-Франциско, все 58 лет существуя в соответствии с ложными жизненными ценностями, умер, так и не начав жить по-настоящему. Мотив «омертвления» души связан не только с образом господина из Сан-Франциско, но и с образами других отдыхающих на корабле, который носит символичное название «Атлантида». Автор выражает мысль о том, что все эти влиятельные, богатые люди внутренне уже мертвы, поскольку их существование нельзя назвать настоящей жизнью. Гибель душ присутствующих на корабле подчеркивается их равнодушным отношением к господину из Сан-Франциско, тело которого поместили в ящик из-под содовой, чтобы он не мешал отдыхать остальным путешествующим.

В повести Н.В. Гоголя «Портрет» показано, как художник Чартков, забирая деньги у зловещего портрета ростовщика, фактически продает свою душу дьяволу взамен на славу и деньги. То, что раньше Чартков был противопоставлен обществу, а после получения денег от портрета ростовщика стал типичным представителем общества, говорит о том, что готовностью продать собственную душу ради материальных богатств обладает большинство людей описанного общества. Петербург в повествовании представляется как город мертвых, а его жители носят именование «пепельные». Автор демонстрирует, что Чартков и другие представители светского общества внутренне уже мертвы, поскольку их существование пусто и ничтожно.

Таким образом, и Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души» и в повести «Портрет», и И.А. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» демонстрируют, что физически живые люди имеют «мертвые души», так как они живут пустой и бессмысленной жизнью, думая только о собственном существовании и руководствуясь мнимыми жизненными ценностями, которые не могут принести человеку истинного счастья.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Мотив философских споров в русской литературе
  • Конфликт представителей различных поколений в русской литературе
  • Конфликт «века нынешнего» и «века минувшего» в русской литературе
  • Мотив столкновения невежества и просвещенности в русской литературе