Мотив слухов в русской литературе


Во многих художественных произведениях отечественных писателей наблюдается обращение к мотиву слухов. Так, слухи распускают герои комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», герои комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» и герои романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» показано, что слухи распускает Софья. В разговоре с господином N она делится своим мнением о Чацком: «Он не в своем уме». Господин N воспринимает слова, которые несут в себе явно иронический, неправдивый смысл, с полной серьезностью, начиная считать Чацкого действительно сумасшедшим человеком. Услышанная господином N информация быстро распространяется по дому Фамусова, где собрались все действующие лица комедии. Слухи, неосознанно пущенные Софьей, набирают обороты, и все присутствующие верят в то, что Чацкий является сумасшедшим, и даже начинают якобы замечать в его поведении и словах признаки сумасшествия.

В комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» показано, что слухи распускаются помещиками-сплетниками Добчинским и Бобчинским, которым показалось, что в гостинице остановился ревизор, который неожиданно приехал в уездный город N. Слова Добчинского и Бобчинского больше были похожи не на предположение, а на утверждение, это стало одной из причин, по которым собравшиеся в доме городничего чиновники поверили в правдивость данной информации.


В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» показано, что слухи распускает Грушницкий. Он говорит окружающим, что Печорин посещает княжну Мери по ночам, намекая на их любовную связь.

Сравним между собой цели, с которыми были пущены слухи. Добчинский и Бобчинский не хотели обманывать чиновников, они и сами поверили в ту информацию, которую рассказали собравшимся в доме городничего. У помещиков не было какого-то злого умысла. Софья пускает слухи о сумасшествии Чацкого неосознанно, не специально, так как в ее словах была явно видна презрительная шутка, которую не понял ее собеседник, распространивший неправдивую информацию далее. В ее словах также не было злого умысла. Однако Софья не пытается разуверить ни господина N, ни остальных гостей и объяснить им, что это неправдивая информация, она даже радуется тому, что господин N верит в ее слова о сумасшествии Чацкого, который негативно высказался об ее возлюбленном Молчалине. Злой умысел с самого начала был у Грушницкого, который распустил слухи о посещениях Печориным княжну Мери из-за съедаемой обиды за то, что княжна Мери влюблена не в него, а в Печорина. Из этого следует, что слухи не всегда связаны со злым умыслом человека, распускающего слухи, что слухи могут распространяться и неосознанно: из-за незнания достоверной информации, как это было в «Ревизоре», или в результате того, что окружающие люди не понимают ироничные выражения, как это было в «Горе от ума».

Во всех трех художественных произведениях слухи сильно меняют ход действия. Распущенные Грушницким слухи, которые порочили честь княжны Мери, стали поводом к дуэли между Печориным и Грушницким, в результате которой Грушницкий погиб. Недостоверная информация, в которой убедили чиновников Добчинский и Бобчинский, стала причиной того, что чиновники уездного города N приняли за ревизора совершенно другого человека. Серьезно воспринятая шутка Софьи стала причиной того, что Чацкого все остальные действующие лица стали считать сумасшедшим, из-за чего конфликт между Чацким и «фамусовским обществом» усилился. Из этого следует, что слухи о человеке влияют как на жизнь человека, о котором распустили слухи, так и на жизнь тех, кто эти слухи распустил и кто в них поверил.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тема гражданской войны в русской литературе
  • Мотив сна в русской литературе
  • Мотив дороги в русской литературе
  • Мотив встречи в русской литературе