Мотив столкновения невежества и просвещенности в русской литературе


В художественных произведениях отечественных писателей часто встречается мотив столкновения невежества и просвещенности. Так, данный мотив наблюдается в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» и в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

В «Недоросле» яркими представителями невежества являются госпожа Простакова, Простаков, Митрофанушка и Скотинин. Типичная представительница невежественного общества госпожа Простакова, которая на протяжении своей жизни ни разу ничему не обучалась, негативно относится к образованию и вообще не видит в нем никакого смысла. Она считает так: «Без наук люди живут и жили». Образование для нее – только необходимость для того, чтобы выбиться в люди и получить высокое положение в обществе. Именно поэтому она нанимает своему сыну Митрофанушке учителей, даже не позаботившись о том, чтобы убедиться в том, что учителя знают свое дело. Равнодушное отношение к образованию передалось от госпожи Простаковой Митрофанушке, он занимается с учителями уже несколько лет, однако образованным он так и не стал, так как он бессмысленно проводит время, находясь с учителями, не делая никаких усилий для того, чтобы действительно получить знания, которые пригодятся в жизни.

В «Горе от ума» представителями невежества является так называемое «фамусовское общество». На протяжении всех действий подчеркивается негативное отношение Фамусова к образованию: он считает, что «учение – вот чума», что необходимо «забрать все книги да сжечь», чтобы тем самым «зло пресечь». Как и госпожа Простакова, Фамусов, несмотря на негативное отношение к образованию, все же для дочери Софьи «принанимает в мадам Розье вторую мать», потому что так было принято в дворянском обществе. Драматург показывает, что в «фамусовском обществе» не ценится образование, люди зациклены лишь на том, чтобы получить чины и высокое положение в обществе.

И Д.И. Фонвизин, и А.С. Грибоедов показывают, что невежественные люди, негативно относящиеся к образованию, думают лишь о положении в обществе, не задумываясь о собственной душе.


Представителями просвещенности в комедии «Горе от ума» являются все положительные персонажи: Стародум, Правдин, Софья и Милон. Для них образование – это расширение кругозора, получение знаний, которые можно использовать в повседневной жизни, воспитание нравственного начала. В отличие от Митрофанушки, который занимается с учителями только потому, что так принято в дворянском обществе, Софья занимается самообразованием, искренне желая получить знания.

Единственным действующим лицом, положительно относящимся к образованию, в комедии «Горе от ума» является Чацкий. Центральный персонаж вернулся в Россию из заграницы, где он получал образование, которое он получал не для того, чтобы повысить свое положение в обществе, а для того чтобы быть умным и пользоваться полученными знаниями в жизни.

И в «Недоросле», и в «Горе от ума» показано, что представители невежества привыкли к своему существованию. Они не хотят ничего менять ни в области образования, ни в обществе в целом. Образование для невежественных людей представляется явлением опасным, так как из-за просвещенных людей они могут потерять все то, что у них есть. Боязнь невежественных людей изменений приводит к столкновению с просвещенными людьми.

Однако конфликт в двух художественных произведениях разрешается по-разному, а точнее: в одном произведении конфликт разрешается, а в другом – так и остается неразрешенным. В финале комедии «Недоросль», где госпожу Простакову и ее семейство наказывают, отбирая у них имение и власть над крепостными, показана победа положительных персонажей, выступающих за просвещение. В комедии «Горе от ума» же Чацкий, которого все окружающие посчитали сумасшедшим, уезжает из дома Фамусова, что не может говорить о победе просвещенности над невежеством.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Мотив «омертвления» души в русской литературе
  • Мотив философских споров в русской литературе
  • Конфликт представителей различных поколений в русской литературе
  • Конфликт «века нынешнего» и «века минувшего» в русской литературе