Нравственная проблематика в поэзии Маяковского


В стихотворениях В.В. Маяковского, которые часто политизированы, наблюдается и нравственная проблематика. Это наблюдается в следующих стихотворениях: «Хорошее отношение к лошадям», «Ханжа», «Дешевая распродажа».

В стихотворении «Хорошее отношение к лошадям» показано разное отношение лирического героя и «толпы» к падению лошади. Лирический герой противопоставлен окружающим людям, образы которых раскрываются автором так: «и сразу // за зевакой зевака, // штаны пришедшие Кузнецким клешить, // сгрудились, // смех зазвенел и зазвякал: // – Лошадь упала! // – Упала лошадь! – // Смеялся Кузнецкий». Лирический герой не только не засмеялся над падением бедной лошади, но и был единственным, кто обратил внимание на «глаза лошадиные», из которых «за каплищей каплища // по морде катится, // прячется в шерсти». В.В. Маяковский подчеркивает порочность «толпы», обличая ее равнодушие и черствость, демонстрируя, что она не способна на сострадание и сопереживание. Показывая, как лошадь, услышав слова поддержки от лирического героя, встала на ноги и повеселела: «и стоило жить, // и работать стоило». Автор выражает мысль о том, что сочувствие и неравнодушие других людей помогает идти дальше, преодолевая все препятствия на жизненном пути.


В стихотворении «Ханжа» особое внимание уделяется проблеме лицемерия. Васюткин Петр Иванович считает себя верующим человеком и истинным «христианином», поскольку он «бога беспокоит много – тыщу раз, должно быть, в сутки упомянет имя бога». Однако за постоянным обращением к божественному образу Петр Иванович скрывает внутреннюю пустоту, бездуховность и жестокость. Автор раскрывает истинную сущность Васюткина: он не помогает нищим, «сколько не проси», ворует, берет взятки, «мочалит волосья и тело» своей жене, сечет собственных детей, даже не чувствуя никаких угрызений совести. Произнося фразы, связанные с именем бога («Ей богу», «Вот те крест», «Бог послал», «День прожил – и слава богу»), Петр Иванович пытается показать себя перед другими людьми «святошей», однако на самом деле он является безнравственным и бездушным человеком. В.В. Маяковский обличает таких лицемерных людей, которые «грабят, режут», при этом «имя божеское помнящ».

В стихотворении «Дешевая распродажа» показано, что лирический герой готов отдать все, «чем владеет его душа» («великолепие, что в вечность украсит мой шаг // и самое мое бессмертие, // которое, громыхая по всем векам, // коленопреклонных соберет мировое вече»), лишь для того, чтобы получить «одно только слово // ласковое, // человечье». Строки «Пойди, попробуй, – // как же, найдешь его!» говорят о том, что встретить «ласковое, человечье» слово в обществе очень тяжело, из-за чего и печалится лирический герой. В стихотворении выражается мысль о том, что обыватели не могут понять богатство души лирического героя, поскольку сами они руководствуются бытовыми и приземленными ценностями.

Таким образом, В.В. Маяковский в своих стихотворениях нередко поднимает нравственные проблемы, в числе которых есть проблемы бездушия, лицемерия, равнодушия, жестокости и низости жизни, а также проблемы милосердия, сочувствия, сопереживания, понимания.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Против чего протестует герой ранней лирики Маяковского?
  • Тема поэта и поэзии в лирике Маяковского
  • Тема любви в лирике Маяковского
  • Что приветствует и что отвергает лирический герой Маяковского?