Образ героя-одиночки в русской литературе


Во многих художественных произведениях отечественных писателей раскрываются образы героев-одиночек. К таким произведениям относятся комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума», драма А.Н. Островского «Гроза» и роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».

В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» продемонстрировано, что Чацкий, приехав в дом Фамусова, сразу же вступает в конфликт с так называемым «фамусовским обществом». Чацкий видит порочность современного ему общества, он не готов мириться с этим, поэтому высказывает свою позицию явно, в глаза представителей «века минувшего». Во всех высказываниях Чацкого, выражающего несогласие с уже устаревшими общественными принципами, видны попытки бунта. Однако Чацкому не удается изменить общество из-за неравного соотношения сил: если представителей «фамусовского общества» много, то Чацкий всего один. А.С. Грибоедов неслучайно, помимо основных представителей «века минувшего», добавляет в повествование второстепенных персонажей, входящих в «фамусовское общество». Автору было важно показать многочисленность данной стороны. Чацкий же совершенно один. Среди всех действующих лиц нет ни одного, кто бы имел бы схожие взгляды с взглядами Чацкого. Репетилов выдает себя за человека передовых убеждений, однако он не понимает ничего из того, что говорит; он является пародийным двойником Чацкого. Единомышленниками главного героя можно назвать только внесценических персонажей, которые не принимают участие в действиях. Все это подчеркивает одиночество Чацкого.


В драме А.Н. Островского «Гроза» показано, что после замужества Катерина попадает в семью Кабановых, проживавшую в городе Калинове. И семья, и весь город были чужды Катерине. Она перестала чувствовать себя, словно «птичка на воле», какой она чувствовала себя дома. Оказавшись в «темном царстве», где царствовали «жестокие нравы», оказавшись под давлением и тиранией самодурши Кабанихи, Катерина перестала находиться в гармоничных отношениях с самой собой. Ни один персонаж не понимал ее: ни Тихон, за которого она вышла замуж, ни Борис, которого она искренне полюбила, ни Варвара, которая дружелюбно относилась к Катерине. Главная героиня была не похожа на тех людей, которые смирились или приспособились к калиновским условиям жизни, так как она знала другую жизнь, свободную и счастливую. Автор показывает, что главная героиня абсолютно одинока, ей некому высказать все свои переживания, не у кого найти поддержку.

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» продемонстрировано одиночество Базарова. Главного героя принято называть ярким представителем «детей», однако в повествовании он является единственным представителем «детей». Ни один персонаж не поддерживает взгляды Базарова. Кукшина и Ситников, хоть и называют себя нигилистами, на самом деле таковыми не являются; это карикатурные образы, пародии на революционеров-демократов. Даже Аркадий Кирсанов, друг Базарова, который первоначально считал себя нигилистом, на самом деле имеет совершенно другие представления о жизни.

Во всех трех произведениях показано, что одиночество центральных персонажей связано не с какими-то личными обстоятельствами, а с отличием их мировоззрения от мировоззрения других людей. Чацкий имеет взгляды, отличные от взглядов «фамусовского общества», Катерина имеет не такие жизненные принципы, по которым живет «темное царство», а совершенно противоположные, Базаров в одиночестве вступает в конфликт с «отцами» и даже с самим собой. Мировоззренческое одиночество – это характерная черта персонажей, которые выступают против современных им общественных принципов.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образы «книжных» героинь в русской литературе
  • Противоречие внешней жизни и внутренних устремлений героя в русской литературе
  • Неоднозначный взгляд автора на героя в русской литературе
  • Герои глазами других персонажей в русской литературе