Образ «лишнего человека» в русской литературе


В русской литературе есть тип персонажей, которые обладают способностями, но не могут их реализовать в условиях современного им общества. Данный тип имеет следующее название: «лишний человек». Персонажи такого типа находятся в центре повествования романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Евгений Онегин и Григорий Александрович Печорин – самые яркие представители литературного типа «лишних людей».

Герои обоих художественных произведений являются представителями светского общества. Если сначала Онегина устраивало светское существование, то после он разочаровался в той жизни, которую имел. Разочарование жизнью свойственно и Печорину, оно подчеркивается на протяжении всего повествования. Онегина и Печорина тяготит то бессмысленное и пустое существование, которое ведут остальные представители светского общества, к которому они относились. Оба персонажа видели порочность современного им общества. Онегин и Печорин отказываются от ненавистного им образа жизни, однако они не могут найти тот путь, который сделал бы их счастливыми. И А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов описывают попытки своих персонажей найти себя и свое предназначение. То, что заинтересовывает Печорина и Онегина, со временем им надоедает, они не могут обрести гармонию с собой. Герои растрачивают себя на различные мелочи, не имея при этом возможности реализовать свои идеалы из-за условий современного им общества.

Как реалистические персонажи Онегин и Печорин имеют как недостатки, так и достоинства. Ум, честность, способность видеть порочность общества – все это характерно обоим персонажам. Онегин и Печорин имеют положительные внутренние черты, которые, однако, они не могут реализовать.


Но Онегин и Печорин – это противоречивые образы, авторы не утаивают и, наоборот, даже подчеркивают отрицательные черты персонажей. И Печорин, и Онегин являются эгоистами, поскольку они думают лишь о себе, а также они способны приносить боль и разочарования окружающим людям, однако Онегин является «эгоистом поневоле», а Печорин – «страдающим эгоистом».

Объединяет Онегина и Печорина также то, что им обоим свойственна общественная пассивность. Они не настроены на борьбу за общественные изменения. Видя порочность современного им общества, Онегин и Печорин ничего не делают для того, чтобы изменить его к лучшему. Основополагающая разница между Онегиным и Печориным заключается в том, что Онегин принадлежит к началу 20-х гг., а Печорин – ко времени уже после разгрома декабристского восстания 1825 г. А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов демонстрируют, что их персонажи были рождены самой эпохой. «Хандра», скука и разочарованность жизнью были характеры для тех времен. Онегин и Печорин – это образы, в которых отразились общественные настроения первой половины XIX века.

Онегин и Печорин являются «лишними людьми» по той причине, что родились не в ту эпоху, поэтому и не смогли реализовать свои возможности. Герои чужды обществу. Онегина, которого еще недавно общество считало «очень милым», теперь никто вокруг не воспринимает. Печорин не может найти общий язык ни с одним человеком, даже Максим Максимыч, который считает Печорина «закадычным другом», не может до конца понять его. Это говорит о полном одиночестве Онегина и Печорина, об их отчужденности от других людей. Отказавшись жить в соответствии с теми принципами, которые властвовали в обществе, герои оказались непонятыми другими людьми. В отличие от Онегина, Печорин умирает, что выражает авторскую мысль о том, что «Печорины» не нужны обществу.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образы «униженных и оскорбленных» в русской литературе
  • Образы «дна» человеческой жизни в русской литературе
  • Образы героев, связанных с народной культурой в русской литературе
  • Деспотические характеры, образы самодуров в русской литературе