Образ «маленького человека» в рассказах Чехова


А.П. Чехов во многих рассказах обращается к образу «маленького человека», к этому времени уже ставшему традиционным для русской литературы. Анализ рассказов «Толстый и тонкий» и «Смерть чиновника» позволяет увидеть особенности чеховского изображения «маленького человека».

В рассказе «Толстый и тонкий» особое внимание уделяется образу «тонкого». В повествовании говорится о том, что он уже второй год служит лишь коллежским асессором. «Тонкий» признается, что он получает «плохое жалованье». Семья «тонкого» небогата, денег, получаемых на службе, им не хватает, поэтому «тонкому» приходится продавать собственноручно сделанные портсигары, а его жене – давать уроки музыки. Все это свидетельствует о том, что «тонкий» действительно является «маленьким человеком». Но А.П. Чехов не жалеет «тонкого», а высмеивает присущие ему пороки. Показывая, как меняется поведение «тонкого», когда он узнает, что его «друг детства» «толстый» «до тайного дослужился», писатель высмеивает свойственные ему чинопочитание, угодничество и подхалимство. Узнав о высоком положении в обществе «толстого», «тонкий» сразу же меняет свой тон, выказывая рабское почтение к тому, с кем всего пару минут назад он общался как с равным, вспоминая годы совместного обучения в гимназии. «Толстый» пытался продолжить разговор с «тонким» без фамильярности, однако на лице у «тонкого» было лишь «благоговение, сладость и почтительная кислота», из-за чего «толстый» понял, что «тонкий» не пресмыкаться перед вышестоящим лицом просто не может.


В рассказе «Смерть чиновника» раскрывается образ Червякова. Герой занимает невысокое место в обществе, он всего лишь экзекутор, то есть хозяйственный исполнитель при канцелярии. Он искренне переживает по поводу того, что, чихая, он обрызгал сидящего перед ним в театре генерала Бризжалова. В рассказе высмеивается не вышестоящее лицо, а «маленький человек», который совершает многочисленные попытки извиниться перед генералом Бризжаловым, который даже не держит на Червякова зла и обиды. Поведение доведенного «маленьким человеком» генерала, который несколько раз крикнул Червякову «Пошел вон!», понятно, а смерть Червякова не вызывает особой жалости.

А.П. Чехов, обращаясь к вечному образу «маленького человека», осмысливает его по-другому, нежели его предшественники. Если А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь сочувствовали «маленькому человеку» и жалели его, изображая его как «униженного и оскорбленного», то А.П. Чехов высмеивает и осуждает пороки «маленького человека». Впервые над этим литературным типом смеются. И «тонкий», и Червяков отличаются пресмыкательством, подхалимством, самоунижением. И в «Толстом и тонком», и в «Смерти чиновника» высмеиванию подвергается не вышестоящее лицо, что было свойственно для многих художественных произведений, а «маленький человек», который занимает рабское положение, мирясь с ним, ничего не делая для борьбы и даже с каждым разом самостоятельно опуская себя на уровень ниже.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сатирические мотивы в прозе Чехова
  • Над чем и над кем смеётся Чехов?
  • Как в рассказах Чехова разоблачается добровольное рабство?
  • Чем проза Чехова может быть интересна современному читателю?