Образ писателя в произведениях отечественной литературы второй половины ХХ – начала ХХI в.


В произведениях отечественной литературы второй половины ХХ – начала ХХI вв. наблюдается обращение к образу писателя. Так, данный образ находит отражение в сборнике Д.И. Рубиной «Больно когда смеюсь», где зафиксированы отрывки из интервью самой писательницы.

В сборнике упоминается притча, рассказанная Жаном Бло: когда слепой нищий держал картонку с надписью «Подайте слепому!», ему давали всего «два, три доллара в день», когда же он держал картонку с надписью «Придет весна, а я ее не увижу…», которую написал ему «молодой писатель», он стал получать «двадцать, тридцать долларов в день». Д.И. Рубина указывает на «магию слова»: художественное слово намного больше и ярче дает людям информацию, привлекает их к определенной проблеме. Писательница указывает на «неуловимое, необъяснимое очарование фразы, поставленной в нужное место».

Д.И. Рубина утверждает, что писатель «владеет ситуацией», «умеет перевоплощать жизнь – в литературу» и имеет «талант мгновенного включения в игру». Автор говорит о том, что у писателя «иное, чем у других людей, устройство психики», что он «с рождения видит мир иначе, чем остальные». Но при этом писательница подчеркивает индивидуальность каждого писателя. Д.И. Рубина убеждает в том, что писатель – посторонний в мире, поскольку он «не живет, а наблюдает». Она говорит о том, что по художественным произведениям писателя нельзя «судить о характере автора», поскольку он «как камера слежения в магазине», которая следит, но не оценивает. Автор убеждает «не относиться так серьезно к литературным текстам»: «это не боговдохновенная Библия. Мало что писателю взбредет в голову вспомнить! – хороший писатель всегда врун в самом ослепительном смысле этого слова».


Писательница выражает мысль о том, что у «людей письменной культуры» «безукоризненно отлажена связка: глаза-мысль-рука». Истинный писатель, по мнению Д.И. Рубиной, может «произрастить» «художественное зерно» из «любого жизненного материала». Она вспоминает слова А.П. Чехова о том, что можно написать рассказ о чем угодно.

Д.И. Рубина называет писателя «уникальным архивариусом» и «стражем времени», так как «в его власти – запечатлеть миг, день, сценку, разговор, сильное переживание, прошлогоднее цветение жимолости под балконом – то самое «остановись, мгновенье!». Писательница говорит о том, что с помощью таких образов, как «фасоны одежды, марки машин, блеск жестяной крыши сарая, смятая салфетка с мимолетным адресом, едва подсохшая слеза на скуле хохочущей девушки, лепнина балтийских облаков» «вдруг заживает кусочек времени, отрезок эпохи».

Д.И. Рубина выражает мысль о том, что писатель «фиксирует своим глазом все, как камера слежения в магазине». Она называет себя «человеком деталей, отдельных судеб», которому «интересно все понять, влезть в чужую жизнь, пощупать ее с изнанки». Автор говорит о том, что писателю не нужно бояться «списывать» с окружающих людей, что «надо быть готовым, что от тебя отвернуться близкие, что, в конце концов, ты останешься одиноким, как желтый огурец в осеннем поле».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тема служения Родине в отечественной литературе второй половины ХХ – начала ХХI века
  • Тема взаимопонимания между людьми в отечественной литературе второй половины ХХ – начала ХХI века
  • Духовные искания героев отечественной прозы второй половины ХХ – начала ХХI века
  • Образ дороги и тема жизненного пути в произведениях отечественной литературы второй половины ХХ – начала ХХI в.