Образ русской женщины в литературе второй половины XX - начала XXI в.


В результате развития так называемой «женской прозы» в современной литературе большое внимание уделяется образам женщин. В художественных произведениях современных авторов изображены совершенно разные женщины, они, как и в реальной действительности, имеют собственные качества. Образы русской женщин отражены в повести Л.Е. Улицкой «Сонечка» и в рассказе Л.С. Петрушевской «Бедное сердце Пани».

Главная героиня повести Л.Е. Улицкой «Сонечка» отличается от многих традиционных героинь русской литературы своим непривлекательным внешним видом. Но внутренний мир Сонечки прекрасен. Она сталкивается с жестокой действительностью, от которой прячется в мире книг. Сонечка пытается найти возможность «подружиться» с реальной действительностью, несмотря на различные жизненные проблемы и невзгоды: «будто прежняя жизнь отвернулась и увела с собой все книжное, столь любимое Соней содержание и взамен оставила немыслимые тяготы неустроенности, нищеты, холода и каждодневных беспокойных мыслей о маленькой Тане и Роберте Викторовиче». Судьба все равно преподносит Сонечке тяжелые переживания: безразличие дочери, измена мужа. Однако Сонечка не озлобляется на весь мир, она обладает способностью к пониманию, умением прощать. На протяжении всей своей жизни героиня оставалась доброй, мягкой, смиренной, она всю жизнь смотрела на окружающий мир по-детски. Получается, что Л.Е. Улицкая рисует следующий тип женщин: доброй, открытой, с богатым внутренним миром, однако являющейся слепой в любви.


В рассказе Л.С. Петрушевской «Бедное сердце Пани» рассказывается о «лежавших в так называемой патологии» беременных женщинах, «которым предстояли какие-то затруднения». В рассказе продемонстрированы все тяготы, с которыми приходится сталкиваться женщинам, но также подчеркивается и сила женщин. Не каждая женщина справится с горем, когда она рожает мертвого ребенка, за что в свою очередь слышит упреки от пьяного мужа, как это было у роженицы, о которой говорила рассказчица.

Показана забота женщины-рассказчицы о своем родившемся ребенке, несмотря на появившуюся инфекционную болезнь. Но двояко раскрывается образ сорокасемилетней бабы Пани, которая добивалась аборта на позднем сроке. Рассказчица несколько раз называет бабу Паню убийцей, так как она ждала аборта на семимесячном сроке, когда плод уже давно сформирован и способен к жизнедеятельности. Однако и бабу Паню можно понять: о том, что она беременна, она узнала тогда, когда аборт нельзя было сделать, поскольку все это время ее диагнозом считалась опухоль; у нее было трое детей и лежащий муж; из-за проблем со здоровьем она могла пострадать или даже умереть во время родов, оставив своих трех детей сиротами.

Каждый читатель вправе самостоятельно оценить поступок бабы Пани, однако вклад Л.С. Петрушевской в «женскую прозу» очевиден: она показала разных женщин, таких, какими они есть на самом деле, она подняла важные проблемы современного общества, с которыми сталкиваются многие женщины.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тема дома в русской литературе второй половины XX - начала XXI в.
  • Тема одиночества в русской литературе второй половины XX - начала XXI в.
  • Мифологические мотивы в русской литературе второй половины XX - начала XXI в.
  • Тема «братьев наших меньших» в литературе второй половины XX - начала XXI в.